Поиск по сайту
Главная ! Комплексная работа над речью по темам.

Новое на сайте

Самые читаемые



Комплексная работа над речью по темам.

Мимические, голосовые, дыхательные и артикуляционнные упражнения  по лексическим темам.

 

 

Работу над звуками у малышей необходимо начинать с простейших мимических упражнений, созвукоподражаний и междометий. В приводимом ниже материале всё это вы найдёте. Малыш повторяет за взрослым только то, что ему под силу. На одно занятие продолжительностью не более 10-20 минут (в зависимости от возраста ребёнка) берутся два-три упражнения (мимическое-дыхательное, мимическое-артикуляцонное, дыхательное-артикуляционное, дыхательное-голосовое, мимическое-дыхательное-артикуляционное, мимическое-голосовое-артикуляционное и т.д.) и какой-то раздел из лексики или грамматики. Не забывайте об играх и физминутках. Но не беритесь за всё сразу! Отрабатывайте материал постепенно. Тот, что представлен здесь рассчитан на целый месяц.

 

 

1.  «Зима. Зимние забавы»

2. «Дикие животные (заяц, лиса, медведь, волк)»

3. «Домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь).

4.  «Весна»

 

 

 

 

  «Зима. Зимние забавы»


I. Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на тему: "Зима. Зимние забавы".

 

1. Мимические упражнения

 

1. Сердитый Мороз

Не боимся мы мороза!

Рассердился он на нас:

«Заморожу, заморожу,

Заморожу вас сейчас!»

(Радостная улыбка.)

(Сдвинуть брови, насупиться.)

(Вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой.)


 

2. Дед Мороз выступает

Дед Мороз повеселел,

Улыбнулся, и запел.

Выступал Мороз у ёлки,

Отморозил ей иголки…

(Весёлое выражение лица.)

(Улыбнуться и ртом движения, как во время пения.)

(Беззвучное артикулирование гласных.) (Горестно вздохнуть.)


                                                                                                                     

 3. Первый снег

 

Посмотри – кругом бело! Много снегу намело. Он откуда прилетел? Почему так чист и бел? (Восторг.) (Удивление.)

 

 

2. Голосовые упражнения

 

1. Пою песенку

Я на саночках сижу,

На синичку я гляжу

Ти-ли-ли! Ти-ли-ли!

Ты за нею повтори:

Ти – ли – ли, ти –ли –ли!

Прилетели снегири:

Ти – ти – ти, ти – ти – ти!

Ты, синичка, не свисти!

(Е.Г.Карельская)

2. Старушка

«Ох! – сказала бабушка, -

На дворе мороз!

Отморозить может

Он мне щёки, нос!

Э-хе-хе! Упрячу

Нос я в воротник.

Ох, какой, мороз, ты,

Всё же озорник! О-хо-хо

( Е.Г.Карельская)

 

(Ребёнок, интонируя, повторяет за вами

стихотворение либо построчно, либо только звукоподражания.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ребёнок подражает интонациям старенькой

бабушки.)

 

3. Дыхательные упражнения

1. Снежинка

(Вырезать из папиросной бумаги снежинки, подуть так, чтобы они взлетели.)

                                                                 Снежинка кружится,

                                                          Снежинка летит.

                                                              Ко мне на ладошку

                                                            Снежинка спешит.

                                                           (Е.Г.Карельская)

 

                                                                                     2. Замёрзли ручки…

 

Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)

Подуем на них.

Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)

 Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)

 

3. Сугроб

Все снежинки (Перед ребёнком на столе – кусочки ваты.)

Соберём в сугроб. (Подуть, собрать всю вату в кучку.)

Чтоб не разлетались,

Накроем ручкой: Хлоп! (Соответствующее движение ладошкой.

 

 

                                                         4. Артикуляционные упражнения

 

1. Щёчки

Пухлые щёчки

У маленькой Вали.

В морозный денёк

Они алыми стали.

(Е.Г.Карельская)

 

(Надуть обе щеки воздухом.)

 

(Попеременно надувать щёки.)

 

 

2. «Горочка»

Сделаю я горочку,

Горочку круту.

Будет эта горочка

У меня во рту!

(Е.Г.Карельская)

3. Язык и горочка.

Едет с горочки язык.

Он кататься так привык:

Сверху – вниз, по нёбу,

К зубкам, не к сугробу!

(Е.Г.Карельская)

4. Язык - мост

Река замёрзла,

Покрылась льдом.

Язык на губке

Застыл мостом.

(Е.Г.Карельская)

 

(Язык – «горочкой», кончик языка упирается в нижние резцы.)

(Удержать «Горочку» из языка под счёт: один, два, три. ….)

(Держать, держать «горочку»!)

 

 

 

 

(Провести языком по нёбу сверху – вниз несколько раз.)

 

 

 

 

(Открыть рот.)

(Высунуть язык, положить на нижнюю губу.)

(Удерживать как можно дольше под счёт: один, два, три. ….)

(Язык неподвижен!)

 

 

                                               

II.  ФОНЕТИКА (звуковая культура речи)

 

Уточнить произношение согласных звуков [б], [б'], [х], [х'] [в], [в'], [т]

и гласных [а], [у], [о], [и]


Снежок

1. Снежок

 Мы снежок слепили: Ух!

В стенку запустили: Бух!

Раскололи в прах и пух!

Сорвалась сосулька: Бах!

А за ней – вторая: Трах!

Третья следом: Трах - тах – тах!

(Е.Г.Карельская)

2. Мороз

Ох! Какой мороз - мороз!

Что ты щиплешь щёки, нос?

Руки я согрею,

Вот как я умею: Х – х – х - …

(Е.Г.Карельская)

3. Сугроб

Санки с горки: Вжих – вжих!

Снег под ними тих – тих!

Я в сугроб на санках: Хлоп!

Я теперь и сам – сугроб!

(Е.Г.Карельская)

 

4. Ветер

Ветер бормочет: «Бу – бу – бу

Ветер забрался в нашу трубу.

Воет ветер: «В-в-в-в…! Ов-в-в-

Не бойся зимних ветров-в-в-…!»

(Е.Г.Карельская)

Воспроизводить ряд слогов на одном выдохе:

 

Игра «повтори за мной»: бу – бу – бу, бах – бах – бах, бух – бух – бух и т.д.

 

 

 

 

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ.

1.Называть по картинкам: снег, зима, санки, лыжи, снеговик, горка, снежок и т.д..

Основные цвета: белый, голубой, зелёный, синий.

 

2. Различать и употреблять в речи существительные, прилагательные и глаголы в единственном и множественном числе:

снеговик – снеговики

горка – горки

рука – руки и т.д.

снежный – снежные

мокрый – мокрые

белый – белые и т.д.

лепит – лепят

катается – катаются

бежит – бегут и т.д.

3. Понимать значение слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

горка – горочка

снег – снежок, снежочек

санки – саночки

зима - зимушка

белый – беленький

мокрый - мокренький

 

4. Формировать глагольный словарь.

Снег: идёт, летит, кружится, падает, стелется.

Ветер: дует, метёт.

5. Построение простых предложений.

Лепим (снежки, снеговика, зверей).

Идём в лес (в парк, на улицу, в сад, на прогулку, на горку). И т.д.

6. Работа с картинками (предметными и сюжетными).

Составление простых предложений при ответах на вопросы.

 

7. Предложно падежные конструкции с предлогом НА:

Снег НА земле (НА деревьях, НА пальто, НА варежке и т.д.)

 

8. Пересказ простого текста (с опорой на картинки).

Зима. Снег падает. Много снега. Везде снег. Всё белым-бело!

 

IV. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА НА ТЕМУ "ЗИМА".

Снежинки

У сестрёнки, у Маринки (Провести указательным пальцем от центра

На ладошке две снежинки. ладони - к кончику каждого пальчика.)

Всем хотела показать, (Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.)

Глядь – снежинок не видать! (Покрутить кистями рук.)

Кто же взял снежинки (Руки в стороны, пожать плечами.)

У моей Маринки?

(М.Родина)

   
   

IV. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ НА  ТЕМУ " ЗИМА"

Лепим снежок

Раз, два, три, четыре, (Хлопать в ладоши: попеременно то правая, то левая рука сверху.)

Мы снежки весь день лепили. (Имитировать лепку снежков.)

Мы бросали их, ловили, (Соответствующие движения.)

Бабу снежную лепили.

Ох, устали! Отдохнём, (Движение рукой по лбу, как бы смахивая пот.)

И опять лепить начнём! (Махнуть рукой.)

 

Снежок

Я леплю комочек (Соответствующие движения.)

Вот такой! (Вытянуть вперёд руку с воображаемым снежком.)

Далеко заброшу (Замахнуться и бросить воображаемый снежок.)

Снежок рукой.

(Е.Г.Карельская)

 

VI. ЗАГАДКИ О ЗИМЕ И ЗИМНИХ ЗАБАВАХ

 

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Горка)

Много этого добра

Возле нашего  двора,

А рукою не возьмёшь

И домой не принесёшь.

(Снег)

(К.И.Чуковский)

Просыпайся скорей,

Выгляни в окошко,

Мухи белые летят

Прямо на дорожку.

(Снег)

(Л. Вахрушева)

 

 

 

 

VII. СТИХИ О ЗИМЕ

 

Сеня и сани

Везёт Сеня Соню с Саней

на санках.

Санки – скок! Сеню с ног,

Саню в бок,

Все в сугроб – хлоп!

 

 

Сосулька

Сосать сосульку, - вот беда!

Нам строго воспрещается.

Но почему она тогда

СОСУЛЬКОЙ называется?

(А. Шибаев)

 

 

Снег да снег

Снег да снег кругом ложится.

Снег на солнце серебрится.

Только ёлочка стоит

Очень летняя на вид.

(М. Рыльский)

 

 

Снеговик

Снеговик, снеговик

Появился во дворе.

Нос – морковка.

Рот – картошка,

И ведро на голове.

(Н. Соколова)

 

На катке

Разлечусь я по льду,

Ни за что не упаду.

Бух! – и на лёд!

Ух! Не везёт!

Прокачусь ещё разок.

Надо прямо – еду вбок.

(А. Барто)

 

 

Зима

Всё от снега забелело.

Миша в санках едет смело.

Санки – вбок!

Мишка – хлоп!

 

Дует ветер озорной,

Лает пёс Буянка.

Едут с горки ледяной

Голубые санки.

(С. Иорданский)

 

 

 

Снег на дороге

Под ногами снег, снег,

На дороге снег, снег.

Я по снегу побегу.

Вот как бегать я могу!

(Е.Г.Карельская)

Саня и сани

Маленькому Сане

Подарили сани.

Посмотрите сами:

Вот какие сани!

Вёз на гору Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане – сани!

(С. Коган)

 

 

Всё бело!

Белым бело!

Белым бело!

Всю землю

Снегом замело!

Нарядным стало всё село –

Белым бело!

Белым бело!

(В. Лифшиц)

 

 

Мы тебя, зима, давно

С нетерпеньем ждали.

Санки, лыжи и коньки

Снова мы достали.

(Л. Вахрушева)

 

 Автор статьи: Карельская Е.Г.

 

назад к списку тем

 

 

Похожие материалы:
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С']
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С'] (материал для детей 5 – 10 лет) Чтобы ребёнку было...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СВИСТЯЩИМИ ЗВУКАМИ [З], [З']
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СВИСТЯЩИМИ ЗВУКАМИ [З], [З'] Работа над звуками [С], [С'] прошла успешно? Вспомним о...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ Ц
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ Ц Звук Ц- тоже достаточно не простой, и для его автоматизации потребуется некоторое...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКOМ Ш
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ [Ш] (материал для детей 5 – 10 лет) Основные приемы и упражнения,которые...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ Ж
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ [Ж] Также, как и для автоматизации звука [Ш], необходимо много...