Поиск по сайту
Главная ! Становление речи у ребенка (дети от рождения до года) ! Развитие речи у детей в первые месяцы жизни.

Новое на сайте

Самые читаемые



 Развитие речи у детей в первые месяцы жизни.

 

Родители всегда надеются, что их ребенок будет умненьким и говорливым. Но для реализации этих планов надо немало потрудиться! В идеале, работать над речью, ставить и закреплять звуки необходимо в тесном содружестве с логопедом. А если его нет в радиусе ста и более километров? В этом случае, придётся полагаться только на собственные силы! Попробуем помочь родителям в логопедической работе с детьми. Надеемся, эта помощь будет своевременной.

Когда же следует начинать целенаправленные занятия с ребенком? Этот вопрос задается наиболее часто. Ответ прост – с того момента, как вы поняли, что месяцев через восемь у вас появится новый член семьи. Слово, обращенное к ещё не родившемуся крохе, и станет первой ступенью его речевых университетов.

 

 

 

 

1. Радостное ожидание.

 

Итак, семья пребывает в ожидании. Совсем скоро на свет появится долгожданный говорун (или говорунья!). На что следует обратить внимание в этот период? В первую очередь, на собственную речь и … эмоции. Будущая мамочка порой так раздражительна, вспыльчива, плаксива. Если муж не обладает характером стойким, нордическим, то ссора возникает на пустом месте. А свидетелем ее становится еще не родившийся малыш. Как вы думаете, что он испытывает, слыша перепалку родителей? Наверняка волнуется, что те всерьез рассорятся! А, может быть, наблюдает: кто кого переспорит? Появившись на свет, и помня о подобной форме «общения», кроха тоже станет добиваться своего с помощью крика. И тогда прощай покой и сладкий сон родителей!

Ну, хорошо, с криком все ясно. Значит, надо молчать? Это - другая крайность. Малыш ещё до рождения с удовольствием вслушивается в ваши спокойные голоса, чутко ловит звуковую вибрацию и ритмический рисунок слов. Находясь в мамином животике, он способен различать интонацию, эмоциональный фон разговора. Это - фундамент, на котором будет строиться его собственное психическое и речевое развитие. Хотите, чтобы речь крохи была правильной и красивой? Следите за своими высказываниями. Мечтаете, о том, чтобы ребенок хорошо учился, был спокойным и внимательным? Начните с себя! Конечно же, ради будущего малыша, родители постараются выполнить эти простые рекомендации.



2. Как общаться с ребенком в первые две недели после рождения?



Ненаглядное сокровище появилось на свет. Вы задаетесь вопросом: «А что же дальше?». Не останавливаться на достигнутом!

Наступает очень важный период новорожденности, который длится всего две недели. А успеть за это время надо ох, как много! У крохи на данном этапе формируются стереотипы поведения, речи, закладывается слуховое восприятие.

В первые дни ребенок жаждет  с самыми близкими людьми. В минуты бодрствования, он пытается привлечь ваше внимание призывным плачем, активными движениями ручек и ножек. Очень важно, чтобы взрослые были рядом: говорили с ним, брали на руки, кормили, пестовали, разговаривали. Это помогает крохе адаптироваться к жизни в новых условиях (вне маминого животика). Ощущая ваше тепло, улавливая знакомые запахи, малыш не будет чувствовать себя одиноким. За девять месяцев он так привык, что мамочка в буквальном смысле окружает его со всех сторон!

Малыш, обделенный вниманием, начинает сомневаться в своей значимости для окружающих. Возникающее при этом внутреннее напряжение вырывается наружу безутешным плачем. Последствия дефицита внимания могут проявиться много позже: в виде всевозможных неврозов (заикание – из их числа).



3. Плач грудного ребенка: минусы и плюсы.




Громкий и продолжительный крик вреден не только для нервной системы крохи, но и для его голосовых связок. Во время плача они испытывают сильнейшие перегрузки и могут быть повреждены. Слизистая оболочка ротоглотки крикуна переполняется кровью, становится рыхлой, а значит, - склонной к воспалению. На голосовых связках могут появиться «узелки крикунов» (утолщения, в виде горошинок), и голос приобретёт хриплый оттенок. Именно по этой причине плач крохи нельзя оставлять без внимания. Правда, не стоит впадать и в другую крайность: сломя голову бросаться на любой звук, доносящийся из колыбельки. Ведь в плаче есть и позитивное начало. Он служит малышу:
тренировочным комплексом упражнений для легких (при плаче они раскрываются, набирают максимальный объем);
тренингом для артикуляционных органов: губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти;
вокальной распевкой будущего Шаляпина.

И всё же, ограничьте «певческие тренировки» новорожденного одной-двумя минутами. Поверьте, и они покажутся вам вечностью! Для вашего сокровища найдутся более интересные, а главное, - полезные занятия.

 



4. Игрушки-погремушки - стимуляторы  успешного развития речи и слуха ребенка. 



Для развития речи и слуха малютки очень важно, чтобы игрушки, с которыми он играет, звучали. В процессе этих игр тренируется слуховое восприятие, внимание, память.

В магазинах «Детский мир» продаются музыкальные подвесные мобили для новорожденных. Это – такая мини-каруселька с подвешенными к ней игрушками. Она помещается над колыбелькой или над кроваткой малютки. Плавное вращение мобиля сопровождается спокойной и негромкой музыкой. С помощью такой игрушки кроха учится следить за движущимися объектами и вслушиваться в звуки.

Развлекайте малютку во время бодрствования погремушками, колокольчиками, бубенчиками. Но помните: они должны звучать мягко и негромко. Избегайте игрушек с резким звуком, они будут пугать кроху. Игры со звучащими игрушками можно начинать уже со второй недели. Если вы подвешиваете игрушки к коляске, или к кроватке, помните: они должны находиться в поле зрения малютки, и висеть на расстоянии примерно 60 см от глаз. Всё это игровое богатство должно быть доступным для его ручек. Малыш будет тянуться к игрушкам, ударять по ним, вызывая звук.

К концу первого месяца на личике малыша при виде знакомой погремушки появится улыбка, он попытается схватить игрушку и самостоятельно извлечь знакомый звук. В случае удачной попытки радость будет столь неподдельной! Но возможна и неудача: не скоординировав движения, малыш способен больно стукнуть себя по головке и громко заплакать от обиды! Придется успокаивать его ласковыми словами: «У кошки боли, у собачки боли, а у моей крошечки не боли!»

Сейчас в магазинах можно найти массу всевозможных игрушек-погремушек. Они яркие, красивые, но какие-то «холодные». Попробуйте сделать для крохи звучащие игрушки, согретые теплом ваших рук.

1.Бутылочка-погремушка. Поместите в пластиковую бутылочку 0,5 л несколько фасолин или горошин. Плотно заверните колпачок и обмотайте его скотчем или изолентой. Чтобы малышу удобно было играть, обшейте бутылочку мягкой тканью или поместите её в яркий носочек. Покажите крохе, как гремит бутылочка. Помимо тренировки слуховых ощущений, этот тренажер разовьет и мышцы рук: этакая мини-гантеля!

2. Браслет с бубенцами. Его можно сшить из мягкой ткани, или связать из пряжи. Бубенчик помещается внутри браслетика (между сложенной вдвое тканью или под заплатку). Предпочтительнее использовать растягивающуюся ткань или трикотаж: тогда браслет будет легко надеваться и сниматься. Можно сделать застёжку на липучке. Естественно, этот браслет не должен быть на крохе во время сна. Ведь малейшее его движение, - и бубенчик зазвенит!

3. Мячик с колокольчиком. Из ярких и мягких лоскутков ткани сшейте тряпичный мячик. Набейте его остатками ткани или поролона. Внутрь поместите бубенчик или погремушку. Малыш с удовольствием будем играть звучащим мячиком, который, к тому же, легко удержать в руках.

Где взять подручный материал для самодельных игрушек? Колокольчики, бубенчики и прочие звучащие приспособления продаются в магазинах для животных, в отделах для рыболовов. Модифицируйте это звучащее «богатство» с учётом возраста и возможностей крохи. Главное условие: они должны быть абсолютно безопасны, не иметь острых углов и краев. Звучащие игрушки лучше помещать в ткань и тщательно обшивать.

Звучащие игрушки пригодятся в течение всего первого года жизни крохи. С их помощью малыш получит массу тактильных, зрительных, слуховых и двигательных ощущений. Из всей этой мозаики будет складываться его представление об окружающем мире. Но родители должны помнить, что недостаточно разложить в детской комнате игрушки, развесить погремушки, мобили, включить музыку. Крохе необходим непосредственный контакт с вами: кожа к коже, глаза в глаза. Ему важно ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Лишь оно обеспечивает развитие малыша.

К концу первого месяца своей жизни, кроха научится узнавать по голосу самых близких людей, фиксировать взгляд на звучащей игрушке, поворачивать голову в сторону звука. Вы должны гордиться: всему этому дитя научилось с вашей помощью! А самое главное, вы установили со своим сокровищем эмоциональный контакт.



5. Игры продолжаются!



Примерно до 1-2-х месяцев пальчики крохи по большей части сжаты в кулачки. (И это вполне естественно!) Если же Вы насильно будете их разжимать, чтобы вложить игрушку, это непременно вызовет неудовольствие малыша. Ваша цель - научить малютку самостоятельно хватать предметы. Для этого можно использовать игры. Но сначала надо добиться, чтобы кулачки расслабились, а пальчики - освободились. Ласково, с приговариванием, погладьте тыльные стороны ладошек крохи. Ручки сразу же превратятся в крошечные «солнышки»: выпустят пальчики-лучики (это произойдет рефлекторно). Поймав момент, вложите в правую ручку крохи погремушку с удобной ручкой. Он тотчас же намертво схватит её (опять же рефлекторно). Возьмите ручку малыша вместе с погремушкой и погремите: «Вот какая славная игрушка! Как она гремит? Вот как!» Проделав это упражнение в течение нескольких дней, Вы добьетесь того, что кроха в какой-то момент сам попытается схватить любимую игрушку и погреметь ею.

Подвешивайте погремушку над кроваткой или в коляске с тем расчетом, чтобы ручка ребенка могла до неё дотянуться.

Ещё одна игра. Закрепите на верёвочке бубенчики или колокольчики с мелодичным звучанием. Подвесьте эту «звонницу» над колыбелькой на расстоянии 60-70 см от лица малютки. К верёвочке привяжите широкую и яркую атласную ленту, конец которой должен свободно свисать и быть доступен ручкам крохи. Наклонитесь над колыбелькой, заговорите и улыбнитесь малышу. Он тотчас же проявит «комплекс оживления»: задрыгает ручками и ножками. Возьмитесь за ленточку и приведите в действие весь звучащий «комплекс». Если малыш не испугается звона, повторите своё действие. А теперь проведите концом ленты несколько раз по тыльной стороне правой ручки крохи. Что произойдёт? Правильно, она раскроется! Вложите в неё конец ленты. Взяв кулачок ребенка, подергайте вместе с ним за ленту, приводя в работу «звонницу». Очень весело! Если подобное занятие понравится малютке, он и сам попытается освоить искусство «звонаря» и, ухватив конец ленты, начнет приводить в действие свой «оркестр». Но помните, оставлять малютку наедите с этим комплексом небезопасно: он может запутаться в ленте. Поэтому игра проводится ТОЛЬКО СОВМЕСТНО С ВЗРОСЛЫМ! 

Более подробно игры для детей от рождения до года описаны мной в разделе сайта  "Речевые игры для детей"

 Автор статьи: Карельская Елена Германовна, логопед высшей категории

 

назад к списку статей

 

Похожие материалы:
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи Определение:ОНР – эторазличныесложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным...
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) Определение:Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов...
Развитие тонкой моторики (пальчиковые игры)
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ от Карельской Е.Г. Знает ли Ваш ребёнок, что у каждого пальчика есть своё имя?...
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ (подвижные игры) от Е.Г.Карельской   Волчище (подвижная игра) (Один ребёнок –...
ПОСТАНОВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Щ] В РЕЧИ
Постановка и закрепление звука [Щ] в речи. 1.У ребёнка нет звука [Щ], или звук [Щ] он произносит неправильно? Звук [Щ] ребёнок...