Поиск по сайту
Главная ! Становление речи у ребенка (дети от рождения до года) ! Возрастные нормы развития ребенка

Новое на сайте

Самые читаемые



Возрастные нормы развития ребенка


Многие родители на приёме у логопеда и психолога спрашивают, что считается нормой в развитии ребёнка от рождения и до года? Мамы и папы сетуют, что если бы эти нормы были им известны, то в воспитании и обучении детей они бы не допускали столько ошибок и не затягивали бы с визитами к врачам (психоневрологу, отоларингологу, окулисту, эндокринологу, генетику) и специалистам (логопеду, психологу).

Вот, чтобы отговорок и ссылок на незнание у родителей не было, печатаю те самые общепризнанные НОРМЫ.

1 месяц. Ребёнок прекращает плакать (либо характер плача существенно меняется), когда слышит голос взрослого: дитя начинает прислушиваться. Это так называемое слуховое сосредоточение. Кроме того, малютке очень нравится следить за движениями артикуляционного аппарата взрослого: ротовое внимание при общении. Так начинается настройка на восприятие и на произнесении (в последующем) звуков родного языка.

2 месяца. Во время бодрствования в ответ на обращённую к нему речь ребёнок начинает весело дрыгать ручками и ножками, улыбаться: налицо комплекс оживления при общении. Когда взрослый протягивает руки над колыбелькой или коляской, делает всем тельцем попытки податься вперёд, надеясь, что его возьмут на руки. Появляется гуление: звуки типа «гы», «ы-ы-ы-…», «а – а - …» и т.д. Удерживает некоторое время голову, лёжа на животике.

3 месяца: Проявляет живой интерес к игрушкам-погремушкам, тянется за ними. Под контролем зрения старается направить руку к предмету и схватить его. С интересом следит за движениями собственных рук, играет ими. С интересом разглядывает игрушки, яркие предметы, следит за ними глазами (зрительное сосредоточение). Гуление ярко выражено и эмоционально окрашено. Хорошо держит голову.

4 месяца. Привлекает к себе внимание с помощью звуков (гуления), модулирует голосовые «рулады»: они могут быть радостными, жалостливыми, сердитыми (ориентировочная реакция на общение), после чего идёт комплекс оживления в ответ на обращение (реакцию) взрослого. Лёжа на животике и опираясь на согнутые под прямым углом предплечья, дитё уверенно держит голову; поворачивается на бок, тянется за игрушками, захватывает их. Норовит захватить любые близко расположенные предметы, водит по ним руками (реакция активного осязания), рассматривая одновременно и предметы, и собственные руки. Часто направляет свои руки (кулачки) в рот. Контроль за движениями собственных рук и ног совершенствуется. Во время бодрствования тянет, хватает игрушки, бросает их, любит слушать мелодии музыкального модуля над кроваткой, следит глазами за движущимися игрушками (зрительное сосредоточение). Поворачивает голову в сторону звука (локализует звук в пространстве.) С интересом прислушивается к голосам, к звукам окружающего мира, очень доволен и внимателен, когда с ним разговаривают (слуховое сосредоточение). В ответ на обращение начинает интонировать собственное гуление, дополняет его выразительными жестами и мимикой.

5 месяцевОриентировочная реакция на общение может смениться оживлением или страхом (при общении с незнакомым человеком). Лёжа на животе, уверенно опирается на вытянутые руки и подолгу удерживает в этом положении приподнятую голову. Лёжа на спине или на боку, хватает игрушки одновременно двумя руками, ударяет одной игрушкой о другую, бросает игрушки. Контроль зрения за движением рук и ног совершенствуется. Трясёт погремушку, извлекая из неё звук. Если игрушка в руках у взрослого, свободно переводит взгляд с неё на лицо собеседника, заинтересованно тянется за игрушкой, старается выхватить её из рук взрослого, проявляет недовольство, если это не удаётся. Во время игр активно гулит, выражает с помощью звуков свою радость от общения со взрослым, но может и сердиться, и соответственно интонировать своё гуление. Лёжа в кроватке или манеже, малыш тотчас поворачивается всем телом на голос мамы или на заинтересовавший его звук. Начинает различать голоса близких людей. При появлении мамы, или, услышав её голос, оживляется; если мама уходит – проявляет беспокойство, старается голосом привлечь её внимание. Все движущиеся предметы вызывают неподдельный интерес, особенно любит наблюдать за людьми и домашними животными.

6 месяцев. Прежде чем вступить с кем-то в контакт, внимательно рассматривает собеседника, может отличить «своих» от «чужих». Реакция соответствующая: радостное гуление, пускание «пузырей» от удовольствия – при общении со «своими», и сердитое выражение лица при виде «чужих». Ребёнок также избирателен в установлении игрового контакт со взрослыми, с ходу вычисляет неискренность и фальшь в голосе собеседника. Пытается самостоятельно садиться, начинает ползать, поворачивается с живота на спину. Перекладывает игрушку из одной руки в другую, шлёпает рукой по игрушке, гладит её, по просьбе взрослого может протянуть игрушку. Начинает проявлять самостоятельность: кладёт ложку в чашку, кубик в коробку, подолгу занимается с игрушками. С удовольствием слушает мелодичные звуки, издаваемые игрушками, вслушивается в пение и интонацию взрослых, пробует «зеркалить»: поёт гласные звуки, подстраиваясь под интонацию взрослого. Безошибочно узнаёт маму не только по голосу, но и по звуку шагов. Начинает лепетать, издавая характерные звукосочетания: «дя», «кы», «гы», «а-дя» и т.д. Оборачивается, когда его окликают по имени, ищет глазами маму, если услышит: «Где мама?»

7 месяцев. Сидит самостоятельно, опираясь на руки, ползает на животе, быстро переворачивается с живота на спину, со спины на живот, пробует встать на четвереньки, когда это ему удаётся, начинает раскачиваться взад и вперёд. С удовольствием занимается игрушками в периоды бодрствования, перекладывает их из одной руки в другую, берёт в каждую руку по игрушке, начинает стучать, бросать. Свои игры сопровождает активным лепетом. Различает домочадцев по голосу и по внешнему виду. Активно тянет ручки, манит рукой: пригласительный жест к общению. Заглядывает в глаза собеседника, устанавливая зрительный контакт «глаза в глаза», старается таким образом привлечь к себе внимание. Своё недовольство выражает бурно и эмоционально, пытается с помощью крика манипулировать взрослыми.

8 месяцев. Постоянно проявляет инициативу, может самостоятельно устанавливать игровой контакт со взрослыми: протягивает игрушку, манит ручками. Лепет, улыбка и жест становятся для малыша осознанными средствами коммуникации. Всё чаще и охотней он встаёт в позу «на четвереньки», ползает, проявляет познавательный интерес к окружающему миру: тянет в рот всё, что попадается под руки, открывает и закрывает дверцы мебели, норовит куда-то залезть, спрятаться. Манипулирует одновременно двумя-тремя предметами, прилаживая один к другому, вкладывает мелкие предметы в различные ёмкости и контейнеры. У ребёнка развивается единое поле зрения и действия: глаза направляют движения руки, координируют их. С помощью лепета пытается выразить свои желания, звукосочетания выстраиваются в подобие фразы: «А-а-а ди дя», «Ы-ы-ы кы» и т.д. С удовольствием гримасничает вместе со взрослыми: показывает язык, зубы, фыркает губами, вытягивает их вперёд «трубочкой», зажмуривает глаза. Зеркалит движения мамы или папы: машет ручкой, манит, закрывает ладошками глаза, кивает головкой, хлопает в ладошки. Обожает играть в прятки с платком, искать спрятанную игрушку и вообще вступать в игровой контакт с окружающими. Знает, как его зовут и поворачивает голову, когда его окликают по имени.

9 месяцев. Различные эмоции: радость, гнев, испуг, негодование, страх проявляет очень непосредственно, с помощью жестов, мимики, голоса; особенно хорошо это видно при общении с мамой. Встаёт в кроватке и в манеже, ухватившись за опору, переступает по периметру кроватки, пританцовывает, услышав музыку. Совершенствуются движения тонкой моторики рук: может брать мелкие предметы двумя пальцами, норовит засунуть указательный палец в любое отверстие. Ползание доводит до совершенства, передвигается на четвереньках с хорошей скоростью, успевая при этом что-то схватить, открыть, опрокинуть. Повторяет ряд слогов: «па-па-па», «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ди-ди-ди».

10 месяцев. Голосом сигнализирует о своих биологических нуждах. Может с помощью различных звукосочетаний общаться к взрослыми, вести своеобразные «диалоги». Понимает название многих предметов, может выполнить различные инструкции: «брынькать» на губах, играть в ладушки, махать ручками, как птичка и т.д.. Уверенно стоит, ходит, держась за руку взрослого, или опираясь на что-то. Любит играть в песочнице: пересыпать, лепить, рыть. Вполне по силам выполнить по подражанию простейшие артикуляционные упражнения: показать язык, поцокать языком, пошлёпать губами, пофыркать, как лошадка.

11 месяцев. Совершенствует звукопроизношение, ребёнок уже может произнести первые слова: «мама», «папа», «баба», «Дай!» и понимает значение некоторых слов. По просьбе родных показывает носик, ротик, глазки и т.д. В двигательной сфере большой прогресс: делает несколько шагов без опоры. Может удержать в руке ложку, поильник, перелистывает страницы книг, нажимает на кнопки звучащих игрушек. В этом возрасте ребёнок с интересом относится не только к пению, но к движению под музыку, выполняет забавные «па» ногами, машет ручками, крутит попкой.

Малыш на практике узнаёт не только физические свойства предметов, но и их назначение: гребешком расчёсывает волосы, подносит к ноге ботинок, пытается надеть на голову шапку. У ребёнка появляется уверенность в собственных силах, поэтому он может отвести в сторону помогающую ему руку взрослого, как бы говоря: «Я сам!». Необходимо поощрять малыша за активность и самостоятельность, как в игре, так и в повседневной жизни, целенаправленно расширять диапазон его знаний и умений. Очень важно обучать малыша цветоразличению, для этого взрослый называет не только сам предмет, но и говорит о его цвете.

12 месяцев. В словарном запасе может быть с десяток слов, малыш активно их использует, подолгу лепечет. Начинает проявлять упрямств, появляется дух противоречия: «Неть!» (нет), «И бу» (не буду). Может самостоятельно пить из чашки, управляться ложкой. Любит играть в компании сверстников. Ходит уже без поддержки, самостоятельно приседает, встаёт. Любимые занятия: открывать и закрывать коробки, ящики, стучать по пустой посуде, вкладывать мелкие предметы в ёмкости большего размера. Из игрушек предпочтения самые разные: собирает пирамидки, возит на верёвочке машинку, бросает мячик. Завладев карандашом или фломастером, может разрисовать всё подряд: книжки, мебель, стены. Понимает обращённую к нему простую речь, знает утвердительные жесты и слова: «Дя» (да), «Бу!» (Буду!) и кивок головой. Доступны простые звукоподражания: «мяу» (при виде кошки), «ав» (собачка), «би» (машина едет), «бах» (что-то упало). Умеет пользоваться горшком и с помощью звуков и лепетных слов говорит о своих потребностях.

Всё вышеперечисленные достижения первого года возможны при одном единственном условии: активном и действенном участии родителей в развитии и обучении ребёнка.

Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории


Похожие материалы:
Как научить ребенка говорить правильно?
Как научить ребенка говорить правильно? 1. Тренируем мышцы речевых органов Во всём мире сейчас мода на...
Как научить ребенка слышать звуки?
Как научить ребенка слышать звуки(профилактика дисграфии) 1.Что надо делать,чтобы у ребенка к школе появился фонематический слух?...
Как разговорить ребенка
Как разговорить ребенка? В последние годы сложилась парадоксальная ситуация: живущие в комфортных бытовых условия дети...
Задержка речевого развития у детей
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ (ЗРР) О задержке речевого развития сейчас говорят много. Подобное заключение стали писать в...
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Ш], [Ж]?
Как научить ребенка правильно произносить щипящие звуки [Ш], [Ж]? 1. Как ребёнок произносит звуки [Ш], [Ж]? Шипящие звуки [Ш], [Ж] не всегда...