Поиск по сайту
Главная ! Развитие тонкой моторики рук, пальчиковые игры.

Новое на сайте

Самые читаемые



РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУК

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ от Карельской Е.Г.

 Знает ли Ваш ребёнок, что у каждого пальчика есть своё имя? Наверняка это будет для него маленьким открытием! Найдите свободное время, уютно устройтесь с малышом на диване и приступайте к пальчиковой игре!

 

Для начала, - возьмите в свою ладонь его маленькую ручку, погладьте и помассируйте каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой кисти, выразите восхищение их красотой и мягкостью. Не лишним будет пощекотать или поцеловать ладошку ребёнка. А теперь посчитайте вместе с ним пальчики и назовите каждый из них.

 

Наши пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы мы считать.

Пять на правой, пять на левой,

Знают это Таня с Севой.

 

Вместе будет их десяток

Дружных, крепеньких ребяток.

Дел у каждого, - сполна!

Мы дадим им имена.

 

Вот, - большой, или Большак.

Помогать он всем мастак!

Живёт отдельно от других.

Работать может за троих!

 

За ним стоит Указка.

Его конёк, - подсказка

Он нам без промедленья

Укажет путь к варенью.

 

 

Вот Середняк, иль средний,

Он третий, не последний.

Спокойный, очень сильный,

Как богатырь былинный.

 

Четвёртый, - Сиротинка,

Без имени детинка,

С напёрстком оловянным

Зовётся Безымянным.

 

А пятый, - коротышка,

Проказливый мальчишка

Шалун и привереда,

Мизинчик-непоседа!

(Е.Г.Карельская)

Читая малышу это стихотворение, Вы, конечно же, не забывали показывать и даже слегка потряхивать каждый пальчик. Ребёнка это необыкновенно забавляет! С первого раза малыш вряд ли запомнит названия пальцев, а тем более текст стихотворения. Придётся возвращаться к этому неоднократно в течение нескольких недель.

Помимо этого, необходимо будет поупражняться в определении правой и левой руки. Маленькие дети их очень часто путают!

Пальчиковую игру можно подобрать на какие-то определённые звуки, или на лексическую тему («Времена года», «Животные», «Деревья» и т.д.). Из предложенных ниже стихотворных текстов родители и педагоги выбирают необходимый материал, разучивают его с ребёнком, а затем чтение стихотворения сопровождается соответствующей работой пальчиков. Движения пальцев ребёнку также необходимо сначала показать. Наибольшую трудность вызывает переключение движений. Каждой пальчиковой игре необходимо посвятить несколько занятий.

 

 

Деревья осенью

Летом деревья росли, зеленели.     (Руки – «деревья».)

Осенью листья на них пожелтели. (Кисти рук – «падают».)

Стали деревья листья терять.         (Поочерёдно пальцы прижимаются к ладони.)

Стали деревья листья ронять.         (Пальцы по очереди стучат о крышку стола.)

Тихо ложится листок за листком. (Плавно кладём ладони на крышку стола.)

Скоро накроет листья снежком.     (Одна ладонь накрывает другую.)

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

 

Ветер северный подул

Ветер северный подул: «С-с-с-с-…»

Все листья с липы сдул. («Дерево»).

Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Пальцы стучат по столешнице.)

Снег потом припорошил, (Движения кистей рук вперёд-назад.)

Одеялом их накрыл. (Ладони ложатся на столешницу.)

 

 

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

 

Угощенье гномов

Стали гномы гостей приглашать. (Манящие движения обеими руками.)

Стали гномы гостей угощать.       (Несколько раз пожать руки: попеременно то правая, то левая рука сверху.)

Каждому гостю досталось варенье. (Указательный палец правой руки «намазывает» воображаемое варенье на пальцы левой руки: от основания до кончиков.)

Пальчики склеило то угощенье.     (Последовательно, начиная с мизинчиков, соединить подушечки одноименных пальцев обеих рук.)

Крепко прижалась ладошка к ладошке, (Соответственно.)

Гости не могут взять даже ложки!   (Взрослый проверяет, как сильно «склеились» ладошки малыша и тянет его за локотки в стороны.)

(Е.Г.Карельская)

 

 

Мышка мыла лапку

Мышка мылом мыла лапку:     (Имитация мытья рук.)

Каждый пальчик по порядку.   (Отогнуть из кулачка по очереди все пальцы.)

Вот намылила Большой,           (Соответственно.)

Сполоснув затем водой.           (Встряхнуть кистями рук.)

Не забыла и Указку,                 (Потереть указательный палец.)

Смыв с него и пыль, и краску.

Средний мылила усердно, -     (Соответственно.)

Самый грязный был, наверно!

Безымянный тёрла пастой:       (Потереть щепотью указательный палец.)

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла:       (Движения выполняются очень быстро.)

Очень он боялся мыла!

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

Птичий двор

На небе – зорюшка-заря.

Наши уточки: «Кря-кря!» (Кисть правой руки – головка уточки, она раскрывает клюв.

Наши гуси у пруда: «Га-га-га, га-га-га!» (Кисть левой руки – голова гуся, раскрывать «клюв».)

А курочка-тараторочка хохолок раздувает, (Клювик «курочки» - указательный и большой пальцы, остальные пальцы согнуты в форме гребешка.)

Своих деток созывает: «Куд-куда, куд-куда!» («Курочка» раскрывает «клюв».)

Вторит ей петушок: «Есть каши горшок! Ку-ка-реку!» (Гребешок у петушка – выпрямленные средний, безымянный палец и мизинчик.)

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

 

 

Заботливый брат

- Ох! – вздохнул Большак, (Сжать кулаки, большие пальцы свободны, поднять их вверх.)

Устал!   (Согнуть большие пальцы, положить их на кулачки.)

Много дров я накидал. (Постучать выпрямленными большими пальцами попеременно друг о друга.)

Эй! Указка! Просыпайся! (Большими пальцами постучать по указательным.)

Быстро в школу собирайся. (Указательные пальцы несколько раз, попеременно, цепляются друг за друга, словно крючочки.)

Этак можно всё проспать! (Положить ладошки на стол.)

Середняк, кончай зевать! (Приподнять над столом средние пальцы. Остальные лежат!)

Безымянный, марш во двор! (Приподнять над столом безымянные пальцы.)

Повалился наш забор. ( Перевернуть кисти рук и положить их тыльными сторонами на стол.)

Вам с Мизинчиком – чинить. (Снова перевернуть кисти ладошками вниз и приподнять мизинчики.)

Мне же кашу вам варить. (Все пальцы, кроме большого – в кулачки. Большие пальцы выпрямлены и совершают круговые движения в одну и в другую стороны.)

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

Наши пальцы

Пальцы дружно встали в ряд: (Ребёнок показывает кисти рук с выпрямленными вверх пальцами.)

Десять крепеньких ребят.         (Сжать кулачки.)

Эти два – всему указки:           (Показать два указательных пальца.)

Всё покажут без подсказки.

Пальцы два – середнячка,

Два здоровых бодрячка.           ( Показать средние пальцы.)

Ну, а эти – безымянны, молчуны,

Подчас упрямы…                     (Показать безымянные пальцы.)

Два мизинца-коротышки:

Непоседы и плутишки.           (Показать мизинцы.)

Пальцы главные средь них, -

Два больших и удалых.         (Показать большие пальцы.)

 

(Е.Г.Карельская)

 

 

Бойцы – молодцы

Пальцы наши – молодцы! (Раскрыть ладошки, растопырить пальцы.)

Удалые все бойцы. (Сжать пальцы в кулачки.)

(Положить обе руки ладонями вниз на стол. По мере дальнейшего чтения стихотворения, над крышкой стола приподнимаются соответствующие пальцы на обеих руках одновременно. Остальные пальцы при этом крепко прижать к поверхности столешницы.)

Два больших и крепких малых, (Приподнять большие пальцы.)

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца-храбреца. (Приподнять указательные пальцы.)

Два сметливых молодца. (Приподнять средние пальцы.)

Два героя безымянных. (Приподнять безымянные пальцы.)

Два мальца, весьма упрямых, - (Приподнять мизинчики.)

Встали, словно на парад! (Поставить ладони пальцами вверх на столе.)

Пальцы ровно держат ряд! (Вытянуть ровные пальчики.)

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

Мышка и кошка

Мышку кошка обижала.           (Из пальцев правой руки – «мышка».)

Мышка в норку забежала.       («Мышка» убегает в «норку», сделанную из пальцев левой руки.)

Погрозила кошке злой:           (Погрозить указательным пальцем.)

«Разберусь ещё с тобой!

Станешь чистить свою шубку, (Кистевое движение правой рукой «Кошка умывается».)

Я с тобой сыграю шутку! (Похлопать в ладоши.)

Сброшу с полки банку с клеем. (Встряхнуть кистями обеих рук.)

Коготки твои я склею!             (Согнуть пальцы, их подушечки касаются соответствующих бугорков на ладони.)

Долго будешь в душе мыться,   (Потереть по очереди каждый палец на обеих руках.)

Но не сможешь ты отмыться!»

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

 

Мышки и пышки

Десять милых крошек-мышек (Правая и левая рука изображает «мышек».)

Захотели сдобных пышек.         (Сложить кисти рук наподобие плюшки.)

Печь горячую открыли,             (Кисть правой руки показывает, как открывается дверца печи.)

Сковородку ухватили,               (Крепко сжать кулачки.)

Лапки все пообжигали.             (Потрясти «обожжёнными лапками».)

В норку к маме побежали.       (Пальчики «бегут» по крышке стола.)

Мама стала всех лечить,           (Погладить каждый пальчик.)

Лапки в маслице мочить.       (Каждый палец по очереди крепко прижимается к центру ладони противоположной руки.)

Пластырь клеить всем на ранки. (Указательный палец сначала правой, а затем левой руки поочерёдно «наклеивает пластырь» на внутреннюю поверхность пальцев противоположной руки: от основания до кончика.)

                                                                                              А потом давать баранки.  (Из пальцев поочерёдно делать баранки – колечки.)

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

Чехарда

У кошки было пять котят. (Показать пять пальцев правой руки.)

А у гусыни пять гусят.       (Показать пять пальцев на левой руке.)

Детишки резвые в саду

Сыграть решили в чехарду.   (Кисти рук «перепрыгивают» одна через другую на столешнице.)

У гусят-то крылышки.         (Кисти рук скрестить «крылышками»)

У котяток – лапки.               (Мягкие, кошачьи движения кистями рук.)

На крылышках-то пёрышки,   (Пошевелить прямыми пальцами на обеих руках.)

На лапочках – царапки!       (Показать «цапки-царапки» на обеих руках.)

Пёрышки-то мягкие, лёгкие пушинки. (Погладить каждый пальчик.)

Коготки-то острые: больно ранят спинки. (Поскрести ноготками по столешнице.)

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

Женины гости

К Жене гости прибежали.   (Пальцы правой руки «бегут» по столу.)

Все друг другу руки жали:   (Рукопожатия. То правая, то левая рука сверху.)

- Здравствуй, Жора!             (Здоровается большой и указательный пальцы на обеих руках.)

- Здравствуй, Жанна!           (Здороваются большой и средний пальцы.)

- Рад, Серёжа!                       (Здороваются большой и безымянный пальцы.)

- Рад, Снежана!                    (Здороваются большой палец и мизинец.)

-Не хотите ль пирожок?     (Из кистей обеих рук сложить «пирожок».)

Может, коржик?                   (Показать раскрытые ладошки.)

Иль рожок?                           (Изобразить «рожок» с помощью пальцев.)

Вот, драже вам на дорожку. (Постучать по раскрытой левой ладони по очереди всеми пальцами противоположной руки.)

Все берите понемножку.     (Двумя пальцами правой руки: большим и указательным, потом – большим и средним, и – т.д. брать с левой ладошки «драже».)

С ручек все стряхните крошки   (Энергично встряхнуть обеими кистями рук.)

И похлопайте в ладошки.   (Соответственно.)

(Е.Г.Карельская)

 

 

Щука

Щука хищная, зубастая,          (Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки.)

Для лещей, плотвы опасная. («Щука» щёлкает «зубами» - пальцами.)

Ищет: чем бы поживиться?   (Две ладони сложены «лодочкой». Руки совершают движения, напоминающие проход рыбы в воде.)

Кто-то там, в воде, резвится… (Помахать кистями рук, как хвостиками рыб.)

Чей-то рядом хвост мелькает.   («Хвостики» - руки машут быстро.)

Хвать! Тут щука не зевает!       («Пасть щуки» захлопывается.)

Но попалась на крючок.             (Указательный палец изображает «крючок».)

Тащит щуку рыбачок.         (Перебирать руками воображаемую леску, тащить «щуку» из воды.)

(Е.Г.Карельская)

 

 

Десять утят

Встали как-то утром в ряд (Постепенно, начиная с большого, освободить пальцы из кулачков.)

Десять маленьких утят.     (Из обеих рук – головки «утят».)

Посчитались.                       (Посчитать пальцы.)

Удивились,                         (Раскрыть «клювики» на обеих руках.)

На две группы разделились. (Руки в стороны, пальцы растопырить.)

Пёрышки почистили,         (Сложенные щепотью пальцы правой руки гладят по очереди пальцы левой руки. Потом – наоборот.)

Головкой повертели,       («Головки утят» - кисти рук энергично крутятся из стороны в сторону.)

Червячка склевали,           (Хватательные движения «клювами» обеих рук.)

К речке побежали. (Указательный и средний пальцы на обеих руках «побежали» по столу.)

 

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

 

Щели

Вот забор. (Пальцы правой руки плотно прижаты друг к другу.)

В заборе щели. (Растопырить пальцы.)

Пальцы в них пролезть хотели.

Сунул голову Большак.   (Расположить большой палец левой руки между большим и указательным пальцем правой руки.)

Дальше не пройти никак! (Крепко зажать палец в этом положении.)

Вслед за ним застрял Указка. (Указательный палец левой руки расположить между указательным и средним пальцами правой.)

Середняк полез – напрасно! (Средний палец левой руки «застревает» между средним и безымянным пальцами правой.)

Безымянный – безуспешно! (Безымянный левой руки – между безымянным и мизинцем правой.)

Хоть один прошёл? Конечно!

Наш Мизинчик-коротышка

Непоседа и плутишка   (Помахать свободным мизинцем на левой руке.)

Обошёл забор, и вот,

Во дворе братишек ждёт.

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

Цыплята у бочки

Пять цыпляток, пять комочков,   (Из пальцев рук «цыплёнок»: большой и указательный пальцы – «клювик», остальные пальчики – головка и гребёшок.)

Во дворе стоят у бочки. (Из сплетённых между собой пальцев обеих рук – «бочонок».)

Из щелей течёт водица. (Перебирая пальцами, опустить руки сверху вниз, изображая «струйки воды».)

 

Возле лужицы – цыплятки пьют. (Показать, как пьют цыплятки, раскрывая «клювики» - пальцы и запрокидывая «головку».)

У них озябли лапки.   (Потрясти пальцами.)

 

Все поджали коготочки. (Прижать скрюченные пальцы к ладони.)

Побежали греться к квочке. («Пробежаться» двумя пальцами по столу.)

 

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

 

Письмецо

Получили письмецо.      (Ладошки сначала прижаты друг к другу. Затем их раскрыть, как книжку.)

И присели на крыльцо.  (Ладони положить на крышку стола.)

В письмеце на каждой строчке (Всеми пальцами правой руки одновременно провести по крышке стола слева – направо.)

Точки, палочки, крючочки. (Нарисовать соответствующие значки на крышке стола указательным пальцем правой руки.)

Ухватились очень цепко. (Каждый палец правой руки цепляется за соответствующий палец левой руки. Получается «ракушка».)

Друг за друга взявшись крепко.

Мы расцепим те крючочки. (Расцепить пальцы, начиная с мизинцев.)

И прочтём письмо до точки. (Указательным пальцем правой руки провести по столешнице слева – направо, как бы читая строчку. В конце ставим «точку».)

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

Овечки

У овечках на шубках - колечки. (Последовательно делаем «колечки» из пальцев обеих рук одновременно.)

Те овечки пасутся у речки.         (Волнообразные движения кистями рук.)

Их пасут две собачки лохматые, (Кисти рук превращаются в «собачек».)

Что виляют хвостами мохнатыми.   (Кистями рук помахать, как хвостиками.)

А пастух на пригорке у дерева     (Руками изобразить контур горы, «дерево» - крона – пальцы рук.)

На свирели играет затейливо.     (Игра на воображаемой свирели.)

Быстро бегают ловкие пальчики,

На поляне цветут одуванчики.     (Обе руки – раскрывающиеся одуванчики.)

Колокольчик под ветром колышется, (Покачать из стороны в сторону опущенными кистями рук.)

Нам мелодия чудная слышится.   (Кисть правой руки приложить к правому уху, прислушаться.)

(Е.Г.Карельская)

 

Черепаха

 

-  Здравствуй, черепаха! (Сжать кулачки.)

Вот тебе рубаха!               (Накрыть кулачок ребенка своей рукой и слегка сжать.)

-У меня своя защита.         (Покрутить сжатыми кулачками.)

Она прочно сшита!           (Кулачки стучат друг о друга.)

-          Вот тебе сапожки.       (Взрослый щепотью своих пальцев гладит от основания до кончиков каждый пальчик на ручках малыша.)

Есть у тебя ножки?           (Снова сжать кулачки.)

-          У меня – лапки!            (Раскрыть, растопырить пальцы на обеих руках.)

Они играют в прятки.       (Снова крепко сжать кулачки.)

-А где твоя головка?         (Высвободить и показать большие пальцы.)

- Спряталась ловко!           (Большие пальцы снова убираются в кулак.)

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

Жук и мак

На пригорке вырос мак.   (Из пальцев левой руки сделать «бутон» цветка.)

Он склонил головку так. («Бутон» наклонить.)

По тугому стебельку       (Локоть левой руки опирается на крышку стола.)

Жук ползёт: «Что там вверху?»   (Левая рука – цветок. Локоть левой руки стоит на крышке стола. Правая кисть – «жук». Он ползёт по стеблю – левой руке.)

Вот дополз он до цветка.   («Жук» - на «бутоне».)

Отогнул два лепестка.     (Отогнуть правой рукой указательный и большой пальцы левой руки из «бутона».)

Внутрь забрался, поворчал. (Пальцы правой руки вложить в ладошку левой - «бутон».)

Круглый домик увидал. (Округлить сложенные щепотью пальцы левой руки – «коробочка мака».)

Лапкой в стенку постучал, (Постучать указательным пальцем правой руки по «коробочке».)

Но ответ не услыхал.

Облетели лепестки.             (Правой /p styleСоответственноp align==nbsp; (/b/inbsp;nleftbsp;рукой отогнуть пальцы-«лепестки» на левой руке.)

Высох домик от жары.       (Пальцы левой руки снова округлить, сложить «коробочку».)

Стал греметь, как погремушка. (Потрясти «коробочкой».)

Вот так славная игрушка!

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

Улитка

Улитка, улитка!         (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.)

Высунь рога! (Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.)

Дам пирога!               (Показать раскрытые ладошки.)

- Мне не надо пирога! (Отрицательно помотать головой.)

Мне свобода дорога!   (Повертеть сжатыми кулачками.)

Я ползу по дорожке.   (Кулачки снова «ползут» по столу.)

Захочу, - высуну рожки! (Высвободить и выпрямить указательный и средние пальцы.)

А дотронешься слегка, - (Дотронуться до указательного и среднего пальца малыша.)

Убираю я рога!               (Улитка снова прячет «рожки».)

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

 

Пчелиный улей

Что за дом-кубышка?         (Сжимаем кулачки и делаем удивленное выражение лица.)

Кто живет там? Мышка?     (Со всех сторон рассмотреть кулачок.)

Нет! Что вы, что вы!           (Возмущенно помахать руками.)

Живут в том доме пчелы.   (Потрясти кулачок, поднести его к уху, пожужжать.)

Пчелы летают.                     (Ладони скрестить в запястьях и помахать кистями рук, как крыльями. Пожужжать.)

Деток в домике считают:   (Снова сжать кулачок на левой руке.)

Один, два, три, четыре, пять… (По одному освобождать пальцы из левого кулачка.)

Мы не будем им мешать.   (Завести руки за спину, - «спрятать»).

Пчелки мед соберут,         (Постучать указательным пальцем правой руки по подушечкам пальцев на левой руке.)

И Дашутке (Андрюше, Данюше и т.д.) дадут. (Указательным пальцем правой руки провести по каждому пальчику левой руки от основания до кончика.)

(Е.Г.Карельская)

 

 

 

Шапочки для гномов

 

Пять гномов спешили. (Пальцы правой руки «бегут» по столешнице.)

Им шапочки шили. (Движение правой кистью «Шьём иголкой».)

В одном ателье под сосной. (Из обеих рук – «дерево».)

Колючий портной, ворчливый такой,   (Ладони соединены. Большие пальцы – нос, остальные – иголки ежа.)

Проворно работал иглой. (Движение «Шьём иголкой».)

И вот на примерку

Скользнули за дверку. («Дверь» открывается: кисти рук – распахнутые створки дверей.)

В тот дом, где заждался портной. («Домик» из рук.)

Пять милых и славных, пять гномов забавных,

Все двери закрыв за собой. («Дверь» закрывается.)

Портной по порядку дал каждому шапку. (Пальцы правой руки, сложенные щепотью, накрывают верхнюю фалангу каждого пальца на левой руке.)

Она оказалась большой!

И каждого гнома: того и другого,

Накрыла она с головой! (Каждый пальчик левой руки поместить в кулачок правой руки.)

(Е.Г.Карельская)

Похожие материалы:
Развитие речи у детей в первые месяцы жизни.
Развитие речи у детей в первые месяцы жизни. Родители всегда надеются, что их ребенок будет умненьким и говорливым. Но для...
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ (подвижные игры) от Е.Г.Карельской   Волчище (подвижная игра) (Один ребёнок –...