Поиск по сайту
Главная ! Постановка и автоматизация звуков

Новое на сайте

Самые читаемые



ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ

 
 
Статьи:

1. Ребенок неправильно произносит свистящие звуки [С], [СЬ], [З], [ЗЬ]

2. Как научить ребенка произносить звук  [Ц] правильно?

3. У ребёнка не получаются звуки [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х']

4. Как научить ребенка правильно произносить шипящие звуки  [Ш], [Ж]? 

5. Постановка и закрепление звука ] в речи ребенка.

6. Ребёнок не произносит звук [Ч]

7. Постановка и автоматизация звуков [Л], [ЛЬ] в речи ребенка. 

8. Постановка и автоматизация звука [Р], [РЬ]. 

 

 

Ребенок неправильно произносит свистящие звуки [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].

 1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ ?

    Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

     

    Сигматизмы могут быть:

    - губно-зубной сигматизм: свистящие [с], [с'] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф']: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з'] – на звуки, напоминающие [в], [в']: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

    - межзубный сигматизм: кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

    - боковой сигматизм: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

    - носовой сигматизм: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

     

    Парасигматизмы могут быть:

    - призубный парасигматизм: замена звуков [с] - [с'] соответственно на [т] - [т']: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] - [з'] на [д] - [д']: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

    - шипящий парасигматизм: звуки [с] - [с'] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] - [з'] на звуки [ж] или [ж']: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

    - дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] - [з] произносятся соответственно, как парные [с'] - [з']: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

    - замены по глухости – звонкости: звук [з] заменяется звуком [с], звук [з'] – звуком [с'] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

     

    Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

     

    2. КАК  ПРАВИЛЬНО  ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С'], [З], [З']

      Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине.

      У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка.

       

      3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С'], [З], [З'] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ

        Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте).

        Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!

        Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!

         

        Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку.

        Упражнение «Катушечка». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк»), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине - ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.

        Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.

         

        4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С'], [З], [З'] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ

          А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С'______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).

          Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С']при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.

           5. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С'], [З], [З']

            Если при произношении [С] - [С'] и [З] - [З'] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.

            Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.

            Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык»). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.

            А теперь самое время прочитать вместе с ребёнком вот что:

             

            Футбольный мяч.

            Во дворе футбольный мяч

            Целый день носился вскачь.

            Вместе с нами он играл,

            Но сучка не увидал.

            Напоролся на него:

            С_______________.

            Нам жалко так его!

            (Е.Г. Карельская)

            С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .

             

             

            Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос»). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

             

            6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?

              По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).

               

              7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С']

                а) в изолированном произнесении:

                Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].

                Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):

                 

                Капельки-сестрички

                В море плещется волна.

                Слышишь, как поет она?

                «С_______________».

                Эту песенку водички

                Капли, дружные сестрички,

                Напевают в тишине

                Ветру, рыбкам и луне.

                «С_______» - шуршат они песком,

                Камешком на дне морском.

                «С________» - дробятся о скалу,

                «С_________» - стекают по стеклу.

                «С________» - и спрятались в ракушку.

                Мы ее приложим к ушку…

                И услышишь снова ты

                Шум прибоя, плеск волны:

                «С_____________».

                (Е.Г. Карельская)

                (Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)

                 

                б) в слогах, словах и чистоговорках

                Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:

                СА-СА-СА

                СО-СО-СО

                СУ-СУ-СУ

                СЫ-СЫ-СЫ

                СЭ-СЭ-СЭ

                СА-СО-СУ-СЫ-СЭ

                АС-АС-АС

                ОС-ОС-ОС

                УС-УС-УС

                ЫС-ЫС-ЫС

                ЭС-ЭС-ЭС

                ИС-ИС-ИС

                СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля

                СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт

                СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть

                СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.

                АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас

                ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос

                УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс

                ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

                 

                СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.

                СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.

                СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.

                СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

                 

                Са-са-са, са-са-са, - на столе у нас - оса.

                Сы-сы-сы, сы-сы-сы, - не боимся мы осы.

                Су-су-су, су-су-су, - гнать не будем мы осу.

                 

                АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.

                ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.

                УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.

                ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.

                СИ-СИ-СИ                           СЕ-СЕ-СЕ                                 СЁ-СЁ-СЁ

                СЮ-СЮ-СЮ                         СЯ-СЯ-СЯ                                 СЕ-СЮ-СЯ

                 

                СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень

                СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка

                СЁ: сёмга, Сёма, весёлый

                 

                СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.

                СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.

                СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!

                СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.

                СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

                 

                Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С'].

                 

                в) в скороговорках

                 

                У Сени и Сани сом с усами.

                 

                Сорок сорок съели сыра кусок.

                В саду у Дуси утки и гуси.

                Саня и Костя идут к Соне в гости.

                Саня с невестой месят тесто.

                Саня сено косит, а Соня сено носит.

                Сеня во сне сидит на сосне.

                У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.

                В миске у киски вкусные сосиски.

                Испугали Люсю бабусины гуси.

                У Фроси на подносе ананас и абрикосы.

                Соня и Стас съели ананас.

                Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.

                У соседа домоседа есть сосед непоседа.

                Везёт Сенька Саньку  с Сонькой на санках.

                 

                г) в загадках

                 

                Если вместе все семь я,

                Получается … (СЕМЬЯ).

                Благоухает третий день

                В саду персидская … (СИРЕНЬ).

                 

                Любит сало эта птица

                Желтогрудая … (СИНИЦА).

                К стрижу приполз усатый жук,

                Просил скроить ему … (СЮРТУК).

                 

                Приглашает всех ребят

                Урожай отведать … (САД).

                 

                Налетело много ос,

                Береги, малыш, свой … (НОС).

                 

                Не боится он жары.

                Он – любимец детворы,

                Добродушен и умен

                Лопоухий этот … (СЛОН).

                 

                 

                По ночам она не спит,

                Очень зорко вдаль глядит.

                Словно тыква голова
                Это – хищная … (СОВА).

                (Загадки Е.Г. Карельской)

                 

                   

                  8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З']

                    Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С']. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с'] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з'] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з'] в той же последовательности, что и звуков [С] [С']. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з'] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с']

                    ЗА-ЗА-ЗА

                    ЗО-ЗО-ЗО

                    ЗУ-ЗУ-ЗУ

                    ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

                    ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ

                    ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ

                     

                    ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача

                    ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото

                    ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр

                     

                    Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

                     

                    За-за-за, за-за-за,

                    За Зиной гонится коза.

                    Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

                    Поместим в загон козу.

                    Зы-зы-зы, зы-зы-зы,

                    Колокольчик у козы.

                    Зе-зе-зе, зе-зе-зе,

                    Сено мы дадим козе.

                     

                    У Зои и Зины бузина в корзине.

                     

                    У зайка Бубы разболелись зубы.

                     

                    Звала Зося зайку в гости.

                    Идет Назар на базар, купит козу Назар.

                    Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.

                    В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны.

                    У Зои мимозы, а Зины розы.

                    Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок.

                    Роза мёрзнет от мороза.

                    Зина в магазине забыла корзину.

                    В магазине купили Зине корзину.

                     

                    Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

                     

                    назад к списку статей

                     

                    Как научить ребенка произносить звук  [Ц] правильно?

                     

                    1. Коварный  звук Ц

                      Если проблемы со звуками [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] позади, стоит прислушаться к другому свистящему - [Ц]. Для многих малышей он становится настоящим камнем преткновения!

                      Родители почему-то не всегда замечают неполадки в произношении этого звука. Возможно, они кажутся им не столь значимыми, как дефекты [Л] или [Р]. Коварный звук [Ц] не простит подобного пренебрежения к своей особе! Забавные замены в речи малыша, типа «тьветы» (цветы), «чиплёнок» (цыплёнок), «сэлый» (целый) плавно перекочуют из устной речи в письменную. Поэтому не удивляйтесь, если через пару-тройку лет учитель начальных классов, устав исправлять подобные ошибки Вашего ребёнка, направит его к логопеду. Дисграфия у современных школяров – большая проблема! И заниматься ею будет именно этот специалист.

                       

                      2. Как проверить, правильно ли ребенок произносит звук Ц? 

                        Чтобы понять, о какой именно «камень» при произношении звука Ц споткнулся Ваш малыш, попросите его повторить фразу: «У цыплёнка Цыпа цепь».

                        Возможно, получится: «У сыплёнка Сыпа – сэпь». Что ж, ребёнок так хорошо научился говорить [С], что заменяет им трудный звук [Ц]. Этот свистящий состоит из двух компонентов: [Т] и [С]. Если произнести их быстро и слитно, получится искомый звук. Но язык при этом должен проделать такие сальто-мортале! Сначала – упереться кончиком в нижние резцы, выгнуть спинку и оттолкнуться ею от твёрдого нёба (звук [Т]). Затем – немного опуститься вниз и изобразить горочку с углублением-желобком посередине (звук [С]). Согласитесь, не каждый ребёнок выполнит всё это безукоризненно. Вот кто-то и ограничивается одним из компонентов, в частности, звуком [С].

                         

                         

                        3. Ставим звук Ц сами!

                          Попробуем поставить звук [Ц] по подражанию. Сядьте к зеркалу. Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц - …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ (они приоткрыты в улыбке). Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой.

                           

                           4. Поиграем в жмурки со звуком Ц!

                            У некоторых малышей контрольная фраза прозвучит так: «У типлёнка Типа – тепь». Самый распространенный вариант! Воспользуемся его преимуществом. Пусть кроха произнесёт [Т] с сильным выдохом (продемонстрируйте это для наглядности). Послышатся два звука [тс]. Причём элемент свистящего [С] будет более протяжным. Чтобы добиться тесного слияния звуков, воспроизведите вместе с ребёнком обратный слог [атс] с сильным выдохом в момент перехода от [а] к [тс]. Должен получиться обратный слог [ац]. Точно так же поработайте с обратными слогами [оц], [уц], [иц], [ец].

                            А чтобы в школе у ребёнка не появились замены буквы Ц на С, или Т, поиграйте с ним в игру «Жмурки со звуком». Вы медленно, с расстановкой, произносите слоги: СА – ЦУ – ОС – СЫ – ЦЫ – СЕ – АЦ – СО – ЦЕ - … и т. д., ТА – ЦЫ – ОЦ – ТЕ – ТЫ – ЦУ - ТО – ЦЕ - … и т. д. Малыш зажмуривает глазки и хлопает в ладошки, услышав слог со звуком [Ц]. За каждый «правильный» хлопок на тарелку малыша кладётся одна конфета, или орешек, за ошибку – убирается. В конце игры оценивается результат. Чем больше конфет (орешков) на тарелке, - тем лучше ребёнок справился с заданием.

                             

                            5. Как добиться чистого звучания звука Ц с помощью обычной ложки?

                              Если язычок малыша на звуке [Ц] упорно не хочет удерживаться за зубками и норовит выскользнуть наружу, можно говорить о межзубном сигматизме. Попридержите «непоседу» черенком чайной ложечки. Делайте это осторожно. Зафиксируйте кончик языка возле нижних резцов (с внутренней стороны). В момент произнесения [Ц] слегка нажмите на язык, придавая ему форму горочки, средняя его часть должна соединиться с твёрдым нёбом. Если опыт удастся, Вы услышите чистое звучание [Ц]. Повторите этот приём несколько раз. Теперь попросите ребёнка, вслед за Вами, на выдохе, произнести прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦЫ. Черенок ложечки по-прежнему выполняет роль помощника (но только на звуке [Ц]!). На гласных ложечка убирается. Какое-то время малышу придётся терпеть присутствие этой подпорки во рту. Отказываться от её помощи надо постепенно, уменьшая с каждым разом давление на язык. Окончательно она убирается, когда ребёнок научится самостоятельно удерживать свой язык за зубками.

                               

                              6. Постановка звука Ц при губно-зубном сигматизме.

                                И ещё один вариант фразы в исполнении малыша: «У фыплёнка Фыпа фэпь». Налицо губно-зубной сигматизм. На этот раз непослушание проявляет нижняя губа. Необходимо снять губную артикуляцию. Возможно, это удастся при помощи Вашего указательного пальца. Прижмите им нижнюю губку малыша к основанию нижних зубов (палец следует класть горизонтально). Попридержите капризулю, пока ребёнок будет произносить прямые и обратные слоги со звуком [Ц]. Через какое-то время Ваша помощь уже не потребуется.

                                Существует и другой способ борьбы с этим сигматизмом. Кроха демонстрирует ослепительную улыбку (видны верхние и нижние зубки). Вы большим и указательным пальцами фиксируете углы рта: голливудское сияние надо удержать как можно дольше! Не меняя положение губ, ребёнок, вслед за Вами, произносит слоги: ца-ца-ца, цы-цы-цы, це-це-це, ац-ац-ац, иц-иц-иц, ец-ец-ец. Как только нижняя губка научится вести себя пристойно, а звук [Ц] будет звучать ясно, «подпорки» убираются.

                                 

                                 7. Закрепляем звук Ц  в речи.

                                  Вышеперечисленные способы постановки [Ц] используются не только при дислалии. Они эффективны и при других речевых нарушениях: ринолалии, дизартрии (ДЦП), алалии, тугоухости и глухоте. Как долго будут продолжаться занятия? Трудно сказать! Для каждого малыша этот процесс индивидуален.

                                  После постановки звука [Ц], его надо закрепить на материале слов, фраз, текстов (именно в такой последовательности).

                                  Итак, слова. Подберите вместе с ребёнком те, которые начинаются на знакомые слоги:

                                  Ца: царь, царица, цап-царап, царапина, царевич и т.д.

                                  Цо: цок-цок, цокот, цокотуха.

                                  Це: цель, цепь, цена, целый, цемент, цех и т.д.

                                  Цы: цыган, цыганка, цып-цып, цыпочки, цыкнул, цыплёнок.

                                  Ци: цифра, цинния, циклон, циклоп, цирк и т.д.

                                  Для тренировки можно использовать любую свободную минуту. Например, находясь на кухне, поручите ребёнку найти посуду со звуком [Ц]. Если возникнут затруднения, задайте наводящие вопросы:

                                  -Где лежит сахар (хлеб, конфеты, сухари, фрукты)?

                                  -Куда выкладывают салат?

                                  -В чём готовят жаркое из утки (гуся)?

                                  -В чём подают соус? и т.д.

                                  Среди домашней утвари найдётся ещё немало слов с [Ц]: обувница, пудреница, мыльница, игольница, пепельница и т.д.

                                  Бывая в зоопарке, припомните названия птиц и зверей: цапля, синица, ящерица, заяц, песец. Поиграйте с малышом в игру «Он-она». Вы говорите: «Он – волк, а она - …?». Ребёнок: «Волчица!» Точно так же, со словами: медведь, тигр, лев, верблюд, орёл, петух, буйвол и т.д. Не правда ли, прекрасный шанс не только потренироваться в произнесении трудного звука, но и возможность обогатить словарь крохи?

                                  Игра «Угадай профессию» также пригодится в подборе слов со звуком [Ц]. Взрослый: «Эта женщина воспитывает малышей (учит детей, пишет книги, дрессирует животных, управляет подъёмным краном, убирает помещение и т.д.)» Ребёнок отгадывает, о ком идёт речь.

                                  Можно давать характеристику человека, используя слова с [Ц]. Например, как мы назовем девушку (девочку)? Красавица, умница, принцесса, скромница, модница, помощница, заступница, спорщица, умелица, искусница и т.д. А мужчину (юношу)? Молодец, удалец, боец, борец, храбрец и т.д.

                                  Игра «Ласковые слова» даст массу возможностей для закрепления в речи звука [Ц]. «Скажем ласково, и вот, [Ц] к нам в слово и придёт!»: печенье – печеньице, варенье – вареньице (одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, письмо, сало, дно, дело, колено, мыло, шило, письмо, окно, пальто, ружьё, озеро и т.д.). Естественно, «ласковые слова» должен подбирать ребёнок.

                                  От подбора слов переходите к чистоговоркам (работа с предложениями), которые можно придумать и самим:

                                  Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.

                                  Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.

                                  Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.

                                  Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!

                                  Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.

                                  Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!

                                  Продолжайте в том же духе!

                                   

                                  8. Потешки и прибаутки - отличные помощники!

                                    В качестве текстов лучше всего использовать лёгкие для запоминания народные потешки и прибаутки:

                                    Цып-цып-цып, цыплятки,

                                    Есть водица в кадке.

                                    Кто меня боится,

                                    Тем не дам водицы!

                                    Вот бегут цыплятки,

                                    Не боятся кадки.

                                    Возле кадки блюдца:

                                    Все они напьются!

                                     

                                    -Девица, девица,

                                    Сходи по водицу!

                                    -Я зайца боюсь,

                                    Я лисицы боюсь!

                                    -Заяц в болоте,

                                    Лисица на охоте:

                                    Цапель гоняет,

                                    Зайцев пугает.

                                    Цок, цок, цок, цок!

                                    Я лошадка – серый бок!

                                    Я копытцем постучу,

                                    Если хочешь – прокачу!

                                    Посмотри, как я красива,

                                    Хороши и хвост, и грива.

                                    Цок, цок, цок, цок!

                                    Я лошадка – серый бок!

                                     

                                    Пошла Маня на базар,

                                    Принесла домой товар:

                                    Родной маменьке – платок.

                                    Посерёдочке цветок.

                                    Братьям-соколам –

                                    По козловым сапогам,

                                    Сестрицам-лебедицам –

                                    По белым рукавицам.

                                    Пошла утица по водицу,

                                    Повстречала девицу.

                                    У девицы косица

                                    И сарафанец из ситца.

                                    Целится стрелец в цель,

                                    Да сбит на ружьеце прицел.

                                    Цела цель. Целый день

                                    Стрелец чинит прицел.

                                    Вот так, шаг за шагом, малыш идёт по пути речевого совершенствования, а взрослые радуются, что общими усилиями удалось убрать с речевой дороги ребёнка ещё один камешек.

                                     

                                    Автор статьи: Карельская Елена Германовна, логопед высшей категории.

                                     

                                    назад к списку статей 

                                     

                                    Похожие материалы:
                                    ПОСТАНОВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Щ] В РЕЧИ
                                    Постановка и закрепление звука [Щ] в речи. 1.У ребёнка нет звука [Щ], или звук [Щ] он произносит неправильно? Звук [Щ] ребёнок...
                                    ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [Р], [РЬ]
                                    КАК ПОСТАВИТЬ РЕБЁНКУ ЗВУКИ [Р], [Р']? Конечно, отсутствие в речи звуков [Р], [Р'] не заметить трудно. Появляются они позже остальных...
                                    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ц]
                                    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ц] Думаете, работа над свистящими звуками завершена? Нет! Мы ещё не пробовали различать на...
                                    ПОСТАНОВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ Л, ЛЬ
                                    ПОСТАНОВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ [Л], [ЛЬ] В РЕЧИ РЕБЁНКА Со звуками [Л], [ЛЬ] у детей всегда проблемы: «вампа» (лампа), «ёшка» (ложка), «ук»...
                                    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С],- [З], [С'] -З']
                                    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]- [З], [С'] - [ З'] Чтобы ребенок не страдал дисграфией в недалеком школьном будущем, необходимо провести...