Поиск по сайту
Главная ! Постановка и автоматизация звуков

Новое на сайте

Самые читаемые



Ребёнок не произносит звук [Ч]

 

1. Когда ставить звук [Ч]?

Звук [Ч] ставится после того, как в речи ребёнка прочно закрепились остальные шипящие: [Ш], [Ж] и [Щ]. Если внимательно прислушаться, в звучании [Ч] можно услышать два звука: [ТЬ] и [Щ]. Произнесите их быстро, и получится искомый звук! Для ребёнка это не так-то просто. Язык должен выполнить очень сложные перестроения! Сначала его кончик закорючкой поднимается вверх, потом «прищёлкивается» к нёбу, после чего резко опускается вниз.…Разве сразу это может получиться? Вот ребёнок и ограничивается первой частью комбинации: звуком [ТЬ], отсюда и «тисы», «теловек», «тяска» (часы, человек, чашка) или звуком [Щ]: «щай», «щайка», «щайник» (чай, чайка, чайник).

 

2. Как поставить ребёнку звук [Ч]?

Для начала надо показать ребёнку точку на нёбе, от которой язык должен отскакивать (отщёлкиваться) на звуке [Ч]. Путь к этой точке укажет… конфета. Артикуляционное упражнение так и будет называться: «Вкусная конфетка». Сядьте перед зеркалом, положите небольшой кусочек ириски (или шоколадки) на кончик языка ребёнка и попросите прилепить лакомство к нёбу за верхние резцы. Контролируя движения языка с помощью зеркала, ребёнку будет легче сориентироваться. Ему придётся очень постараться, приложить усилие, иначе сладость просто не удержится наверху. Упражнение выполняется под строжайшим контролем со стороны взрослых. Не дай бог, если кусочек ириски (шоколадки) попадёт в дыхательное горло! Можно заменить конфету кусочком бумаги. Это будет уже не так сладко и интересно, зато более безопасно. Конечно, язык при выполнении упражнения будет хитрить: ириску или бумажку он постарается прилепить к зубам, да ещё к нижним.… Не годится! Именно к нёбу, на бугорки-альвеолы! После ряда успешных попыток, ребёнок (и язык!) должен запомнить исходную позицию.

 

3. Закрепление звука в речи

Проделав несколько раз артикуляционное упражнение «Вкусная конфета», ребёнок сможет, наконец, изобразить паровозик, отходящий от станции: «Ч-ч-ч-ч-…, ч-ч-ч-ч…». Взрослый при этом читает стихотворение:

 

Мчится поезд

Ч-ч-ч! все проЧь с дороги!

Отдавить могу я ноги!

МЧусь на север:

ОЧень сроЧно

Надо всем доставить поЧту!

Ни на ЧАС не опоздать,

Всем приветы передать!

Ч-ч-ч-ч-…

(Е.Г. Карельская)

 

 

4. Ласковые словечки

Работая над звуком [Ч], необходимо вспомнить, что с его помощью образуются «ласковые» слова: стульЧик, зайЧик, пальЧик и т.д. Поиграйте с ребёнком в игру «Ласковые слова»:

«Скажем ласково, и вот, [Ч] к нам в гости и придёт!»

Взрослый бросает мяч и говорит «обычное» слово, а ребёнок возвращает взрослому мяч и произносит ласковый вариант слова: гриб – грибоЧек, дуб – дубоЧек, забор – заборЧик, лист – листоЧек, сын – сыноЧек, рука – руЧка, книга – книжеЧка, слово - словеЧко и т.д. Слова, дающие в уменьшительно-ласкательной форме звук [Ч] взрослому перед проведением игры лучше записать на листочке, чтобы игра прошла динамично и без затянувшихся пауз.

Закрепите успехи с помощью народных потешек и прибауток. В них «ласковые» слова встречаются наиболее часто:

Ой, каЧи, каЧи, каЧи!

Приехали торгаЧи.

В головах-то калаЧи.

В руЧках пряниЧки,

В ножках яблоЧки.

По бокам конфетоЧки,

Золотые ветоЧки.

 

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палоЧке,
УтоЧка на дудоЧке,

КуроЧка на ЧУРОЧКЕ,

ЗайЧик на таЧке,

МальЧик на собаЧке.

 

БабоЧка – коробоЧка,

Улетай на облаЧко!

Твои детки на лугу

Гнут ЧЕРЕМУХУ в дугу,

Тебя ожидают,

ЗайЧиков гоняют.

 

 

 5. Чистоговорки и скороговорки для закрепления звука [Ч]

Придумайте совместно с ребёнком чистоговорки типа:

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: ПеЧка в доме горяЧа.

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: Видели граЧа.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: ЧервяЧка дадим граЧу.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: Я конфету не хоЧу.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: У враЧа болит плеЧо.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: Любим маму горяЧо.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень ЧИСТЫЕ мяЧи.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень Чёрные граЧи.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: ПтиЧка на мяЧе.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: споём песню о граЧе.

 

Скороговорки можно найти в сборниках скороговорок, или воспользоваться этими:

 

Точь в точь, как мать и дочь.

 

У Танечки — тачка, у Анечки — печенья пачка.

 

Молчал, молчал, да и вымолчал.

 

Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи.

 

В печи калачи, как огонь, горячи. Для кого печены, для кого верчены?

 

Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

 

Рябина-рябиночка, родимая кровиночка.

 

У барана-круторога рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.

 

Ходит квочка около дворочка, водит деточек — около клеточек.

 

 

 6. Игры, загадки и стихотворения со звуком [Ч]

 

Игра «Подскажи словечко» тоже пригодится в работе над звуком [Ч]:

Запасли на зиму впрок

ЖгуЧий яровой … (ЧЕСНОК).

 

Положила мне на блюдо

Мама розовое ЧУДО

Рада ягодке нездешней,

Я полакомлюсь … (ЧЕРЕШНЕЙ).

Наказали кошку Машку:

Та хвостом смахнула … (ЧАШКУ).

 

Осторожно разливай

Всем по ЧАШКАМ

Сладкий … (ЧАЙ).

и т.д.

 

(Загадки от Е.Г. Карельской из книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев»)

Для игр вам может пригодиться и такая забавная считалочка:

УЧит чёрный граЧ сЧиталку:

«Чиж нашёл на даЧе палку.

ПоЧинил чердак и таЧку,

Лапкой наступил на жваЧку…

Чижик, чижик, не взлететь!

Нам – играть, тебе – смотреть!»

(Е.Г. Карельская)

Если силы и время остались, можно выучить и такое стихотворение:

Качели для паучат

Весь день, не покладая рук,

Трудился старенький паук.

Прилаживал у ели

Для внуЧенек каЧели.

 

Он плёл их веЧер, и всю ноЧЬ,

Усталость отгоняя проЧь.

ПауЧьи те каЧели

К утру уже висели.

 

В них доЧка - пауЧиха

Детей каЧает тихо.

На капельке дождинке

В тонЧайшей паутинке.

(Е.Г.Карельская)

 

 7. Заключительные рекомендации

Конечно, материал, приведенный здесь, надо давать в несколько приёмов. Нельзя обрушивать на ребёнка всё разом. На постановку и автоматизацию звука [Ч] уйдёт как минимум 10 - 15 занятий по 10 - 20 минут.

Надеемся, у ребёнка всё получится, и он порадуется вместе с вами и чистому звучанию своей речи, и маленьким открытиям в удивительном мире звуков и слов!

 

Автор статьи: Е. Г. Карельская, учитель-логопед высшей категории.

(В статье даны отрывки из книг Е.Г. Карельской «Растим говорунов», М. «Дрофа»2007 г., «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев», М. «Дрофа» 2007 г.)

назад к списку статей 

Похожие материалы:
ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ?
Готов ли ребенок к школе? Ох, как трудно быть объективным, когда дело касается собственного ребенка! Для каждого родителя он всегда...
Ребенок не произносит звуки [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х']
У ребёнка не получаются звуки [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х'] Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К],...