Поиск по сайту
Главная ! Речевые игры для детей ! ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С']

Новое на сайте

Самые читаемые



 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С']

(материал для детей 5 – 10 лет)

            Чтобы ребёнку было интересно заниматься, взрослый должен проявить выдумку, включить в занятие игровые элементы.Помимо речевого материала, приведённого в  разделе "Постановка и автоматизация звуков", рекомендуем использовать следующие приёмы и игры.

 

Занятие № 1 «СИЛА, ЛОВКОСТЬ И СНОРОВКА!»

 

 

 

Кто это? СЛОН. Но он ещё и СПОРТСМЕН. Это слово образовалось от слова СПОРТ. На какой звук начинаются эти два слова? На звук [С]. Какие ещё слова можно образовать от слова СПОРТ? (СПОРТСМЕНКА, СПОРТИВНЫЙ). Какие слова, связанные со спортом, начинаются на звуки [С], [С']? (СТАРТ, СОРЕВНОВАНИЕ, СЛАВА, СУДЬЯ, СТАДИОН, СИЛА, СНОРОВКА и т.д.). В «спортивных» словах звуки [С] и [С'] могут стоять не только в начале, но и в середине слова. Вот послушай стихотворение и постарайся запомнить как можно больше слов с этими звуками:

 

 

 

Спортсмены

 

Что такое тренировка?

Сила, ловкость, и сноровка!

Спорт поможет нам везде:

И в учёбе, и в труде!

 

Пробил пенальти футболиСт.

Забросил шайбу хоккеиСт.

Красив в атаке рапириСт.

Силён, могуч атлет штангиСт.

Бросок проводит – каратиСт.

Взял трудный мяч волейболиСт.

В прыжке парит парашютиСт.

В игру вступает тенниСиСт.

 

Мат объявляет шахматиСт.

Шпагат иСполнил фигуриСт.

Идёт по склону слаломиСт.

Как лев сражается саблиСт.

 

                                                                                         (Е.Г. Карельская)

 

 

Посмотри на картинки и назови вид спорта и спортсменов:

 

 

волейболист
волейболист
каратист
каратист
парашютист
парашютист
рапирист
рапирист
саблист
саблист
слаломист
слаломист
теннисист
теннисист
футболист
футболист
хоккеист
хоккеист
шахматист
шахматист
штангист
штангист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 2 «СПОРТСМЕНЫ»

 

 

 

Теперь самое время познакомить ребёнка с игрой «Волшебное превращение слова». Она научит малыша образовывать от одного слова – другое (однокоренное). В данном случае, от названия какого-то вида спорта - слово, указывающее на спортсмена, этим видом спорта занимающегося. Игру можно проводить с мячом. Взрослый говорит: «Кто играет в футбол?», - и бросает мяч ребёнку, тот ловит мячик и обдумывает ответ. Затем возвращает мяч взрослому: «Футболист!». Игра продолжается.

 

 

 

баСкетбол – баСкетболиСт

бильярд – бильярдиСт

бобСлей – бобСлеиСт

бокС – бокСёр

браСС – браССиСт

волейбол – волейболиСт

дзюдо – дзюдоиСт

каноэ – каноиСт

каратэ – каратиСт

штанга – штангиСт

яхта – яхтСмен

рапира – рапириСт

регби – регбиСт

Сабля – СаблиСт

Самбо – СамбиСт

Слалом – СлаломиСт

футбол – футболиСт

шахматы – шахматиСт

шашки – шашиСт

шпага – шпажиСт

парашют – парашютиСт

гимнаСтика – гимнаСт

 

            Подбери каждому спортсмену инвентарь, или снаряд. Составь предложение с этой парой слов. (Например, «Боксёру нужны боксёрские перчатки.»)

 

баскетболист
баскетболист
бильярдист
бильярдист
боксер
боксер
волейболист
волейболист
гимнаст
гимнаст
дзюдоист
дзюдоист
каноист
каноист
каратист
каратист
парашютист-смеш...
парашютист-смешной
рапирист
рапирист
регбист
регбист
саблист
саблист
самбист
самбист
слаломист
слаломист
теннисист
теннисист
фигурист
фигурист
футболист
футболист
хоккеист
хоккеист
шахматист
шахматист
шашист
шашист
штангист
штангист
яхтсмен
яхтсмен

 

 Назови, какому спортсмену нужен тот или иной спорт-инвентарь или снаряд?

 

 

баскетбольный м...
баскетбольный мяч
бильярдный стол
бильярдный стол
боксерские перч...
боксерские перчатки
весло
весло
каноэ
каноэ
мяч для регби
мяч для регби
парашют
парашют
рапира
рапира
сабля
сабля
футбольный мяч
футбольный мяч
шахматы
шахматы
шашки
шашки
штанга
штанга
яхта
яхта
 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Занятие № 3 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЛОВА»

 

Теперь проведём работу по расширению словаря и поиску слов со звуком [С] по лексической теме «Музыка».

 

            Названия каких музыкальных инструментов начинаются на звук [С]? (СКРИПКА, САКСАФОН). Музыкальные произведения на звуки [С], [С']? (СОНАТА, СОНАТИНА, СЮИТА, СИМФОНИЯ, СЕРЕНАДА)

 

Музыка и музыканты

 

Лишь мелодию услышим, -

Замираем и не дышим!

Кто играет так прекрасно?

Музыканты! Это ясно!

 

В филармонии концерт.

В нём на классику акцент.

За роялем – пианиСт.

Вот уж истинный артиСт!

Он сонату исполняет.

С ним оркестр выступает.

Впереди – седой   СКРИПАЧ,

ВиолончелиСт, трубач.

Чуть поодаль – кларнетиСт,

ТрамбониСт, флейтиСт, альтиСт.

 

Исполняет соло арфа.

Хороша арфиСтка Марфа!

Не забыть САКСОФОНИСТА,

Виртуоза и артиСта.

Музыканты хороши!

Все играют от души!

 

                                                                                     (Е.Г. Карельская)

 

(Картинки с изображением музыкальных инструментов и музыкантов)

 

 

 

Занятие № 4 «МУЗЫКАНТЫ»

 

1. Игра «Волшебное превращение слова» (с мячом)

 

альт – альтиСт

аккордеон – аккордеониСт

арфа – арфиСт

баян – баяниСт

валторна – валторниСт

виолончель – виолончелиСт

гармонь – гармониСт

гитара – гитариСт

горн – горниСт

кларнет – кларнетиСт

лютня – лютниСт

орган – органиСт

пианино – пианиСт

СакСофон - СакСофониСт

трамбон – трамбониСт

флейта – флейтиСт

 

 

 2.Составь предложение с заданной парой слов.

 

Например, «пианист – рояль»: «Пианист играет на рояле».

 «скрипка- виолончель» : «Скрипка и виолончель – струнные инструменты».

 

 

 

 

 

Занятие № 5 «ПРОФЕССИИ».

 


 

Профессий и занятий очень много!

 

А ты, какую выберешь дорогу?

1.Назови профессию по картинке:

 

(Картинки с изображением различных профессий)

 

 

2. Игра «Волшебное превращение слова» (с мячом)

 

велосипед – велосипедиСт

визаж – визажиСт

журнал – журналиСт

капитал – капиталиСт

куплет – куплетиСт

машина – машиниСт

мотор – моториСт

мотоцикл – мотоциклиСт

пародия – пародиСт

пейзаж – пейзажиСт

программа – программиСт

Связь – СвязиСт

Стиль - СтилиСт

Сценарий – СценариСт

такСи – такСиСт

театр - артиСт

телеграф – телеграфиСт

телефон – телефониСт

трактор – тракториСт

финанСы – финанСиСт

хор – хориСт

юмор – юмориСт

 

           

 3. Составь предложение с заданным словом

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 6 «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО!»

 

 

 

Ещё одна игра, которая поможет ребёнку закрепить в речи звуки С, С' и активизирует словарь – «Подскажи словечко!». Как в неё играть, догадаться просто.

 

 

 

Приглашает всех ребят

Урожай отведать … (САД).

Налетело много ос,

Береги, малыш, свой … (НОС).

В малине поселился клоп.

Он пьёт малиновый … (СИРОП).

Поставил режиссёр балет.

В основу СКАЗКИ   лёг … (СЮЖЕТ).

По ночам она не спит,

Очень зорко вдаль глядит.

Словно тыква голова.

Это – хищная … (СОВА).

Он весну встречает песней,

Нету песни той чудесней.

Знатный СРЕДИ птиц певец

Называется … (СКВОРЕЦ).

В посудной лавке франт-маркиз

Для дамы выбирал сервиз.

Он исполнял её каприз,

Желая сделать ей … (СЮРПРИЗ).

К СТРИЖУ приполз усатый жук,

Просил СКРОИТЬ ему … (СЮРТУК).

На поле шёлковый газон:

Футбольный начался … (СЕЗОН).

Пришёл к разведчику пакет.

-          А что в пакете том?

-          … (СЕКРЕТ)!

Взяв на борт людей, багаж,

Отправляется в вояж.

Совершает перелёт

Серебристый … (САМОЛЁТ).

Если вместе все семь я,

Получается … (СЕМЬЯ).

Благоухает третий день

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Любит сало эта птица,

Желтогрудая … (СИНИЦА)

Не страдает от жары.

Он – любимец детворы.

Добродушен и умен

Лопоухий СЕРЫЙ… (СЛОН).

 

                (Все стихи – Е.Г. Карельской из книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

 

           

 

 

 

 

Занятие № 7. Игра «Слово заблудилось»

 

Теперь познакомьте ребёнка с новой увлекательной игрой «Слово заблудилось!». Её цель - развитие фонематического слуха. В качестве вступления прочтите стихотворение:

 

Заблудиться может каждый,

 

Даже очень-очень важный:

 

Бизнесмен или ребёнок,

 

Белка, мышка и слонёнок.

 

Вот и слово заблудилось,

 

Испугалось и закрылось…

 

Среди прочих слов оно

 

На звук [с] всего одно!

 

                           (Е.Г. Карельская)

 

       Среди ряда слов (от двух до пяти-шести), ребёнок должен отыскать слово на звук [С] или [С']. Эта игра разовьёт у него слуховое внимание и послужит хорошей профилактикой дисграфии. Ряды слов взрослый записывает заранее на бумажке, чтобы в процессе игры не заниматься лихорадочным подбором слов. Важное условие: в каждом ряду слов звук [С] или [С '] должен быть только в одном слове:

 

цепь - слон - зуб;

 

забор – шишка – сад;

 

соседи – завод – цапля;

 

сапоги - жук – золото – шина;

 

щенок – шуба - санки – заяц

 

чашка – сено – завод

 

селёдка – заноза – цель - шашки     и т.д.

 

 

Занятие № 8 «ЗАГАДКИ»

 

 

 

При работе над звуками [С], [С'] не обойтись без загадок. Просто замечательно, если они будут выучены наизусть самим ребёнком. Если осуществить это сложно, ребёнок с удовольствием станет искать отгадку среди картинок. Надо лишь напомнить, что слово-отгадка должно начинаться на звук [С] или [С'].

 

 

 

В небе праздничном   ночном

Расцветает он огнём.

Вянет быстро тот букет:

Миг, другой, его уж нет.

(САЛЮТ)

 

Из двух озёр бегут ручьи.

Солёны те ручьи, учти!

(СЛЁЗЫ)

 

Для коров и лошадей

Нет зимой его вкусней.

Словно облако пушисто,

Хоть и сухо, но душисто.

(СЕНО)

Там принцы, короли, шуты

Живут без лишней СУЕТЫ.

СЧАСТЛИВЫЙ   там всегда конец:

Идут герои под венец.

(СКАЗКА)

Вижу вСё, как наяву.

ВСтану утром, - не пойму:

В нём подСказка   иль СОВЕТ?

Правда это, или нет?

(СОН)

Есть в напитках и еде.

Растворяется в воде.

Привлекает ос и пчёл,

Сладкоежкам дан на стол.

(САХАР)

 (Все загадки – Е.Г. Карельской из книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

 

           

 

 

 

 

 

Занятие № 9 «СКАЖИ НАОБОРОТ»

 

 

 

Ещё одна игра: «ПОДБЕРИ СЛОВО С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ» («СКАЖИ НАОБОРОТ»). Она предполагает подбор слов- антонимов на звуки [С], [С']. Игру можно проводить с мячом. Предварительно прочтите ребёнку сказку «Кривое зеркало» (из раздела нашего сайта «Грамматические сказки»). Значения некоторых слов ребёнку придётся объяснять:

 

 

 

голодный – сытый

горький – сладкий

добродушный – сердитый

несчастный – счастливый

слабый – сильный

трусливый – смелый

тёмный – светлый

чёрствый – свежий

чужой – свой

вчера – сегодня

кисло – сладко

мокро - сухо

неволя (плен) – свобода

пасмурно – солнечно

соль - сахар

тьма - свет

темно – светло

юг - север

  

 

Материал из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.) - все права защищены (копирование запрещено!)


 

P.S. Более подробно и обширно работу над звуками я осветила в серии своих книг под условным названием «В царстве звуков и слов». Произведения эти с 2010 года «томятся» в издательстве «Дрофа». Они уже свёрстаны и подготовлены к печати, но никак не выйдут. Хотя материал там нужный и ценный как для педагогов, так и для родителей. Каждый из читателей сайта может поспособствовать выходу этих книг. Если каждый, кому нравится работать с моим материалом, позвонит или напишет в издательство, дело «сдвинется с мёртвой точки». Заранее благодарна! Об этом мне говорили и редакторы отделов. В роли «тормоза» выступает отдел маркетинга издательства, они сомневаются, что материал по логопедии населению нужен!!!

 

Эл. адрес издательства: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript   или : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript "> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

127018, Москва, Сущёвский вал, 49. Издательство «Дрофа»

Или: 127018, Москва, а/я 79

Тел.: 8 -(495) 795-05-50 , 8 - (495) 795-05-51

 

Похожие материалы:
Комплексная работа над речью по темам.
Мимические, голосовые, дыхательные и артикуляционнные упражнения по лексическим темам. Работу над звуками у малышей...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С],- [З], [С'] -З']
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]- [З], [С'] - [ З'] Чтобы ребенок не страдал дисграфией в недалеком школьном будущем, необходимо провести...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СВИСТЯЩИМИ ЗВУКАМИ [З], [З']
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СВИСТЯЩИМИ ЗВУКАМИ [З], [З'] Работа над звуками [С], [С'] прошла успешно? Вспомним о...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ Ц
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ Ц Звук Ц- тоже достаточно не простой, и для его автоматизации потребуется некоторое...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКOМ Ш
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ [Ш] (материал для детей 5 – 10 лет) Основные приемы и упражнения,которые...