Поиск по сайту
Главная ! Речевые игры для детей ! ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С],- [З], [С'] -З']

Новое на сайте

Самые читаемые



 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]- [З], [С'] - [ З']

Чтобы ребенок не страдал дисграфией в недалеком школьном будущем, необходимо провести работу по дифференциации (различению) сходных по артикуляции и звучанию звуков   [С]- [З], [С'] - [ З']. Лучше всего это делать тоже в игровой форме.

 

 

Занятие № 1 Игра с мячом «Замени звук»

Отработав по отдельности звуки [С], [С'], [З], [З'], займёмся их различением (дифференциацией). Возьмите парные по глухости - звонкости и твёрдости – мягкости: [С] – [З], [С'] – [З'].

Игра с мячом «Замени звук» научит ребёнка не только заменять в слоге или слове звук [С] на [З], но и закрепит навыки правильного произношения этих звуков. Итак, взрослый произносит слог и бросает мяч, ребёнок его ловит и обдумывает, какой слог получится, если заменить звук [С] на [З]:

са – за

су – зу

со – зо

сы – зы

сэ - зэ

сва – зва

сву – зву

сво – зво

свы – звы

свэ - звэ

сна – зна

сву – зву

сво – зво

свы – звы

свэ – звэ

      Проделываем то же самое с мягкими фонемами [С'] - [З']:

се – зе

сё – зё

 

си – зи

сю – зю

ся - зя

В русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком (фонемой): КОСА - КОЗА, СОВ – ЗОВ, РОСЫ - РОЗЫ и т.д. Надо объяснить ребёнку, что слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Если этого не знать и допустить замену, можно попасть в нелепую ситуацию. Например, употребив вместо слова «ЛИСА» слово «ЛИЗА», окажется, что «У Лизы длинный, пушистый хвост». Правда, смешно?

Поиграйте с ребёнком в игру «Замени звук» уже на материале слов, используя следующие пары:

сайка – зайка

сахар – Захар

сев – зев

слить – злить

слово – злого

собор – забор

сов - зов

совет – завет

совещание – завещание

совсем - за   всем

сойка – Зойка

солить – залить

соло - зола

соя – Зоя

суп – зуб

супец – зубец

супок – зубок

сыпь – зыбь

бусина - бузина

коса – коза

лиса – Лиза

лисы – Лизы

роса - роза

росы – розы

 

Занятие № 2 Забавные стихи на различение звуков   [С] – [З]

Различать слова ребёнку легче всего в контексте. Прочтите ему забавные стишки, из которых малыш легко поймет смысл каждой пары слов:

             Вкусный суп

Ела Зоя вкусный суп,

Выпал вдруг молочный зуб.

Надкусила его Зоя:

Думала, что это соя.

Опрокинула супок,

Потеряла свой зубок.

На окно уселась сойка:

«Ты не плачь, девчонка Зойка

                   (Е.Г. Карельская)

Куда ходила пить коза?

У Зои – русая коса.

У Лизы – рыжая коза.

У речки тоже есть коса.

Туда ходила пить коза.

Коза спугнула стаю сов.

Они издали странный зов.

Ох, страшно Лизе и козе.

Впредь не пойдут гулять к косе!

                         (Е.Г. Карельская)

 

 

Материал из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.) - все права защищены (копирование запрещено)


 

 

P.S. Более подробно и обширно работу над звуками я осветила в серии своих книг под условным названием «В царстве звуков и слов». Произведения эти с 2010 года «томятся» в издательстве «Дрофа». Они уже свёрстаны и подготовлены к печати, но никак не выйдут. Хотя материал там нужный и ценный как для педагогов, так и для родителей. Каждый из читателей сайта может поспособствовать выходу этих книг. Если каждый, кому нравится работать с моим материалом, позвонит или напишет в издательство, дело «сдвинется с мёртвой точки». Заранее благодарна! Об этом мне говорили и редакторы отделов. В роли «тормоза» выступает отдел маркетинга издательства, они сомневаются, что материал по логопедии населению нужен!!!


Эл. адрес издательства: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript   или : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript "> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

127018, Москва, Сущёвский вал, 49. Издательство «Дрофа»

Или: 127018, Москва, а/я 79

Тел.: 8 -(495) 795-05-50 , 8 - (495) 795-05-51

 

Похожие материалы:
ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
Статьи: 1.Ребенок неправильно произносит свистящие звуки [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] 2. Как научить ребенка произносить звук [Ц]...
ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [Р], [РЬ]
КАК ПОСТАВИТЬ РЕБЁНКУ ЗВУКИ [Р], [Р']? Конечно, отсутствие в речи звуков [Р], [Р'] не заметить трудно. Появляются они позже остальных...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ц]
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ц] Думаете, работа над свистящими звуками завершена? Нет! Мы ещё не пробовали различать на...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С']
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С'] (материал для детей 5 – 10 лет) Чтобы ребёнку было...
ПОСТАНОВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ Л, ЛЬ
ПОСТАНОВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ [Л], [ЛЬ] В РЕЧИ РЕБЁНКА Со звуками [Л], [ЛЬ] у детей всегда проблемы: «вампа» (лампа), «ёшка» (ложка), «ук»...