Поиск по сайту
Главная ! Речевые игры для детей ! ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ Ц

Новое на сайте

Самые читаемые



ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ Ц

Звук Ц - тоже достаточно не простой, и для его автоматизации потребуется некоторое время. Чтобы ребенку было интереснее заниматься, используйте приведенные в этом блоке игры и занятия. Они не только веселые, но и познавательные, и помогут не только отработать звук Ц в речи,но и расширят словарный запас ребенка.

 

 

 

Занятие № 1. Игра «Волшебное превращение слова»

 

Ребёнку наверняка понравилась игра «Волшебное превращение слова» из предыдущих занятий. Теперь и звук [Ц] поможет вам в неё играть. Но сначала прочтите ребёнку вот такое стихотворение:

Ласковые слова

Скажем ласково, и вот,

[Ц] к нам в слово и придёт:

ЗеркальЦе, оконЦе,

Золотое донЦе.

 

СальЦе, дельЦе, шильЦе,

ВареньиЦе и мыльЦе,

ПеченьиЦе, землиЦа,

ПоленниЦа, частиЦа.

КреслиЦе, рассказеЦ,

ЗданьиЦе и братеЦ,

ДельЦе, хлебеЦ, вильЦе,

ЗаданьиЦе и рыльЦе.

 

ЗдоровьиЦе, корытЦе,

ПлатьиЦе из ситЦа.

ДеревЦе, водиЦа.

Всё нам пригодится!

                                                                         (Е.Г. Карельская)

Берёте мячик и продолжаете игру уже с ним:

безделка – безделиЦа

брат – братеЦ

вода – водиЦа

дело - дельЦе

дерево - деревЦо

дно – донЦе

задание – заданьиЦе

закат- закатеЦ

зеркало - зеркальЦе

здание – зданьиЦе

здоровье – здоровьиЦе

золото – золотЦе

книга – книжиЦа

кожа – кожиЦа

колено – коленЦе

копыто - копытЦе

кресло – креслиЦе

лужа – лужиЦа

метель - метелиЦа

мороз - морозеЦ

мыло – мыльЦе

народ – народеЦ

озеро - озерЦо

окно – оконЦе

отказ - отказеЦ

пальто – пальтеЦо

письмо – письмеЦо

полено – поленЦе

рассказ - рассказеЦ

ружьё – ружьеЦо

слово - словЦо

тряпка – тряпиЦа

урод - уродеЦ

шило – шильЦе

 

Занятие № 2 Тема «Домашние и дикие животные»

Говоря о звуке [Ц], нельзя обойти стороной тему «Животные»

Счастливые пары.

Звери, птицы парами живут,

Дружат, семьи создают.

 

Мы поможем паре встретиться.

Пусть медведь найдёт медведиЦу,

А орёл – орлиЦу горную,

Непокорную и гордую.

 

Лис найдёт себе лисиЦу,

Буйвол встретил буйволиЦу.

А петух, конечно, куриЦу,

Что кудахчет на всю улиЦу.

 

С тигром рядышком – тигриЦа,

Взгляд от счастия искрится.

Встала с львом ЦАРИЦА – львиЦа,

А с ослом – его ослиЦа.

Хорошо они живут.

Мир в домах их и уют.

                   (Е.Г. Карельская)

 

            Берёте мяч и играете с малышом в универсальную игру «Волшебное превращение слова» по теме «Животные» (он – она):

баран - овЦа

буйвол – буйволиЦа

верблюд - верблюдиЦа

волк – волчиЦа

голубь - голубиЦа

лев – львиЦа

лис – лисиЦа

медведь – медведиЦа

орел – орлиЦа

осёл – ослиЦа

петух – куриЦа

тигр - тигриЦа

 

Занятие № 3 Родовые понятия: ОН-ОНА

           

Где семьи, - там и дети. Какими они бывают? Послушными, и не очень…

Наследник и наследница

 

Сын ли, дочка, какая разница?

Он – проказник, она – проказниЦа.

Сын – тот умник, а дочка – умниЦа.

Что из них, интересно, получится?

 

Как-то дочка-красавиЦа, школьниЦа,

Да к тому же отличниЦа, скромниЦа,

Стать певиЦей эстрадной решила,

Маме с папой о том объявила.

 

А потом и сынок их, красавеЦ,

МолодеЦ, удалеЦ и упрямеЦ,

Объявил, что он будет борЦом,

А впоследствии – лучшим отЦом!

                                     (Е.Г. Карельская)

 

Вам снова понадобится мячик для игры с ребёнком. Игра называется

«ОН - ОНА»:

бездельник – бездельниЦа

булочник – булочниЦа

ветреник - ветрениЦа

воспитатель – воспитательниЦа

всадник – всадниЦа

вязальщик - вязальщиЦа

доносчик - доносчиЦа

дрессировщик – дрессировщиЦа

жреЦ - жриЦа

завистник – завистниЦа

заступник – заступниЦа

зритель - зрительниЦа

издатель – издательниЦа

картёжник - картёжниЦа

клеветник - клеветниЦа

крановщик – крановщиЦа

лавочник – лавочниЦа

летчик - лётчиЦа

мастер - мастериЦа

модник – модниЦа

молочник – молочниЦа

мучитель - мучительниЦа

наездник – наездниЦа

начальник – начальниЦа

натурщик – натурщиЦа

негодник - негодниЦа

отличник – отличниЦа

владелеЦ – владелиЦа

жнеЦ – жниЦа

кормилеЦ - кормилиЦа

красавеЦ – красавиЦа

ленивеЦ – ленивиЦа

молодеЦ – молодиЦа

продавеЦ – продавщиЦа


пленник – пленниЦа

помещик - помещиЦа

преступник – преступниЦа

птичник – птичниЦа

рассказчик - рассказчиЦа

садовник – садовниЦа

сказитель - сказительниЦа

сказочник - сказочниЦа

скромник - скромниЦа

смотритель – смотрительниЦа

создатель – создательниЦа

соперник - соперниЦа

сплетник - сплетниЦа

спорщик – спорщиЦа

спутник - спутниЦа

станочник - станочниЦа

танцовщик – танцовщиЦа

трактирщик – трактирщиЦа

уборщик – уборщиЦа

угадчик - угадчиЦа

ударник - ударниЦа

умник – умниЦа

ученик - учениЦа

учитель – учительниЦа

физкультурник - физкультурниЦа

художник – художниЦа

царь – ЦариЦа

школьник – школьниЦа

штукатур – штукатурщиЦа

переводчик – переводчиЦа

писатель – писательниЦа

умелеЦ – умелиЦа

упрямеЦ – упрямиЦа

 

 




 Занятие № 3. Слова мужского рода, оканчивающиеся на Ц.

 

Ребёнок уже знает, что мужчина – это представитель сильного пола, защитник, воин, хозяин в доме. Кем ещё может быть мужчина?

 

Кем бывают мужчины?

Не правда ль, можно удивиться:

Слова так могут измениться!

Лишь звуки Ц в конце их встанут,

И всё мужчины кем-то станут:

боевой - боеЦ

борется – бореЦ

вдовый - вдовеЦ

гордый – гордеЦ

живёт в горах – гореЦ

живёт в доме - жилеЦ

занимается живописью - живописеЦ

знакомый – знакомеЦ

красивый – красавеЦ

работает в кузня – кузнеЦ

ловит дичь – ловеЦ

молодой – молодеЦ

мудрый – мудреЦ

плавает - пловеЦ

удалой – удалеЦ

умелый - умелеЦ

хитрый – хитреЦ

храбрый – храбреЦ

А вот таким мужчина быть не должен:

Ленивец

Сущая безделиЦа

Во дворе поленниЦа.

Сложил её молодеЦ

Из березовых колеЦ.

Пилить, рубить лéнится:

«Никуда не денется!

И так сгодится!

Не люблю с дровами возиться!»

                               (Е.Г. Карельская)

 

 

Занятие № 4 «Жители Земли»

 

Все мы живём на одной планете – Земля. Но живём в разных городах и   странах, на разных континентах. Об их существовании ребёнок уже имеет представление? Возможно, играя с вами в игру «Волшебное превращение слова», он без труда запомнит жителей этих самых городов, стран и континентов:

Жители городов, стран, континентов

Города и страны знаем,

Кто живет в них, - отгадаем!

Австралия – австралиеЦ – австралийЦы

Австрия – австиеЦ - австрийЦы

Америка – американеЦ – американЦы

Аргентина – аргентинеЦ- аргентинЦы

Африка – африканеЦ – африканЦы

Бельгия – бельгиеЦ – бельгийЦы

Вьетнам – вьетнамеЦ – вьетнамЦы

Гватемала – гватемалеЦ - гватемальЦы

Европа – европееЦ – европейЦы

Китай – китаеЦ – китайЦы

Корея – корееЦ – корейЦы

Литва – литовеЦ - литовЦы

Лондон – лондонеЦ – лондонЦы

Мадрид – мадридеЦ – мадридЦы

Норвегия – норвежеЦ – норвежЦы

Португалия – португалеЦ - португальЦы

Сирия – сириеЦ – сирийЦы

Турин – туринеЦ – туринЦы

Филлипины – филлипинеЦ – филлипинЦы

Цейлон –ЦейлонеЦ – ЦейлонЦы

Чили – чилиеЦ – чилийЦы

Япония – японеЦ – японЦы

 

Занятие № 5 Мало употребляемые слова, оканчивающиеся на Ц или ЦА.

 

Наша страна – Россия. У русского народа древняя история и очень красивый язык. Сейчас мы вспомним некоторые слова обозначающие предметы и явления давно прошедших эпох:

Древние слова («Забытые слова»)

Очень древние слова

Донесла до нас молва:

И в конце всех этих слов

[Ц] и [ЦА] мы встретим вновь!

 

бой - бойниЦа

варка – варенеЦ

венчание – венеЦ

воля - вольниЦа

гости – гостинеЦ

жито – житниЦа

звон - звонниЦа

здоровье – здравиЦа

колесо – колесниЦа

лёд – леденеЦ

метель - метелиЦа

окно – оконниЦа

петля - петлиЦа

полено - поленниЦа

резка – резеЦ

рубка - рубеЦ

рука - рукавиЦа

холод - холодеЦ

 

Кое-какие из этих слов мы уже редко употребляем. Зато вот эти названия встречаются нам очень часто!

Посуда, ёмкости

Для продуктов есть посуда:

Миски, чашки, кружки, блюда.

А для пудры, папирос,

Что найдёте вы? Вопрос!

Вы попробуйте учесть

Те слова, где звук [Ц] есть.

 

Занятие №  6 Тема «Предметы обихода, ёмкости»

            Нас окружает множество вещей. Знает ли их название ребёнок? Взрослый говорит название продуктов или предметов, а ребёнок вспоминает, где всё это размещается:

           Посуда

вафли – вафельниЦа

гусь – гусятниЦа

конфеты – конфетниЦа

переЦ – перечниЦа

салат – салатниЦа

сахар - сахарниЦа

соус – соусниЦа

суп - супниЦа

сухарь – сухарниЦа

торт – тортовниЦа

утка – утятниЦа

фритюр - фритюрниЦа

фрукты - фруктовниЦа

хлеб – хлебниЦа

     Предметы   обихода

иголка – игольниЦа

мусор - мусорниЦа

мыло – мыльниЦа

обувь – обувниЦа

папиросы – папиросниЦа

пепел – пепельниЦа

песок – песочниЦа

пудра – пудрениЦа

сигареты – сигаретниЦа

соус - соусниЦа

тепло – теплиЦа

цветы – цветочниЦа

чернила – чернильниЦа

шляпа - шляпниЦа

 

Занятие № 7 Слова, состоящие из двух корней (сложные слова)

Соединим в одно два слова.

Оп! И название готово!

 

авиа + носит – авионосеЦ

броня + носит – броненосеЦ

знамя + носит – знаменосеЦ

                       крест + носит - крестоносеЦ

мина + носит – миноносеЦ

орден + носит – орденоносеЦ

оружие + носит – оруженосеЦ

письмо + носит- письмоносеЦ

торпеда + носит – торпедоносеЦ

три + зубец – трезубеЦ

 

 

Материал из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.) - все права защищены (копирование запрещено)

 

 

P.S. Более подробно и обширно работу над звуками я осветила в серии своих книг под условным названием «В царстве звуков и слов». Произведения эти с 2010 года «томятся» в издательстве «Дрофа». Они уже свёрстаны и подготовлены к печати, но никак не выйдут. Хотя материал там нужный и ценный как для педагогов, так и для родителей. Каждый из читателей сайта может поспособствовать выходу этих книг. Если каждый, кому нравится работать с моим материалом, позвонит или напишет в издательство, дело «сдвинется с мёртвой точки». Заранее благодарна! Об этом мне говорили и редакторы отделов. В роли «тормоза» выступает отдел маркетинга издательства, они сомневаются, что материал по логопедии населению нужен!!!

 

Эл. адрес издательства: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript   или : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript "> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

127018, Москва, Сущёвский вал, 49. Издательство «Дрофа»

 

Или: 127018, Москва, а/я 79

 

Тел.: 8 -(495) 795-05-50 , 8 - (495) 795-05-51


 

 

 

Похожие материалы:
Комплексная работа над речью по темам.
Мимические, голосовые, дыхательные и артикуляционнные упражнения по лексическим темам. Работу над звуками у малышей...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С']
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С'] (материал для детей 5 – 10 лет) Чтобы ребёнку было...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СВИСТЯЩИМИ ЗВУКАМИ [З], [З']
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СВИСТЯЩИМИ ЗВУКАМИ [З], [З'] Работа над звуками [С], [С'] прошла успешно? Вспомним о...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКOМ Ш
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ [Ш] (материал для детей 5 – 10 лет) Основные приемы и упражнения,которые...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ Ж
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ [Ж] Также, как и для автоматизации звука [Ш], необходимо много...