Поиск по сайту
Главная ! Речевые игры для детей ! ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ш], [С'] - [Ш]

Новое на сайте

Самые читаемые



ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ш], [С'] - [Ш]

 

Работая над звуком [Ш], ребёнок немного подзабыл звуки [С] [С']? Стоит ему напомнить об этих свистящих. Тем более, что в недавнем прошлом он так часто заменял ими звук [Ш]: «сапка», «сум», «кос'ка» и т.д. Чтобы подобных ошибок не было на письме, необходимо организовать работу по дифференциации (различению) звуков [Ш - С], [Ш] - [С'] как на слух, так и в произношении.

 

 

Занятие № 1. Игра «Кто шипит, и что свистит?»

 

Для начала проведите весёлую игру «Свистит – шипит». Вы говорите название предмета или животного, которые могут издавать звуки [С] и [Ш], а ребёнок их озвучивает. Например: ЗМЕЯ : Ш____, ВОДИЧКА: С____, НАСОС: С-С-С-…., ЛИСТЬЯ   ШУРШАТ: Ш-Ш-Ш-…, ГУСЫНЯ : Ш____,   рассерженная КОШКА: Ш_____ , ПЕСОК СЫПЛЕТСЯ: С______.

Можно использовать картинки: (змея, вода течёт из крана, качают насос, осенние листья под ногами, гусь шипит, кошка выгнула спину и шипит, песок пересыпают из руки в руку, волна плещется о беоег).

 

Занятие № 2. Игра «Замени звук»

 

            Теперь возьмите мячик и поиграйте в игру «Замени звук» на материале слогов и слов:

са – ша

со – шо

су – шу

сэ – ше

сы - ши

ас – аш

ос – ош

ус – уш

эс – эш

ыс - ыш

ста – шта

сто – што

сту – шту

стэ – штэ

сты - шты

сла – шла

сло – шло

слу – шлу

слэ – шлэ

слы – шлы     и т.д.

 

 

Сашка – шашка

сила – шила

сипеть – шипеть

сифон – шифон

суд – шут

суметь – шуметь

солить – шалить

ссоры – шоры

басня – башня

вас – ваш

каска – кашка

коса – каша

крыса – крыша

миска – мишка

мыс – мышь

мысок – мешок

Марс - марш

нас – наш

носа – ноша

пасу – пашу

посол – пошёл

рос – рожь

усы – уши

фарс – фарш

 

Занятие № 3. Игра с мячом «Найди слово».

            Из двух-трёх слов ребёнок должен выбрать то, в котором есть звук [Ш]:

                                   Звук [Ш] ты в слове услыхал,

                                   Тотчас то слово мне (нам) сказал!

            Взрослый читает пару (тройку) слов:

коса – шапка                                 миска – шашки – жук

шоколад – свисток                       машина – самосвал – поезд

просьба – шалаш                           сарафан – рубашка – пиджак

школа – класс                                 мишка – собака – жираф         и т.д.

Если ребёнок мал, можно использовать картинки со звуками [Ш] и [С]. Разложите перед малышом несколько картинок. Пусть отберёт только те, в названии которых есть звук [Ш].

 

Занятие № 4. Игра «Шипит – свистит»

                                               Песня суслика – свистит.

У змеи она шипит.

Ты послушай и узнай,

Эти песни отгадай.

            Эта игра также предназначена для малышей-дошкольников. Хорошо, если для её проведения взрослый подберёт картинки с изображением суслика и змеи.

            Взрослый медленно произносит ряд слов со звуками [С] и [Ш]. Услышав в слове звук [Ш] ребёнок должен сказать: «Шипит!» (и поднять соответствующую картинку – змея), услышав звук [С] – «Свистит!» (картинка суслик):

            Список слов примерно такой: сок, каша, весна, косынка, шиповник, шесть, шина, сосед, снег, шаги, шашлык, мясо, шлем и т.д.

 

Материал из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.) - все права защищены (копирование запрещено!)

 

P.S. Более подробно и обширно работу над звуками я осветила в серии своих книг под условным названием «В царстве звуков и слов». Произведения эти с 2010 года «томятся» в издательстве «Дрофа». Они уже свёрстаны и подготовлены к печати, но никак не выйдут. Хотя материал там нужный и ценный как для педагогов, так и для родителей. Каждый из читателей сайта может поспособствовать выходу этих книг. Если каждый, кому нравится работать с моим материалом, позвонит или напишет в издательство, дело «сдвинется с мёртвой точки». Заранее благодарна! Об этом мне говорили и редакторы отделов. В роли «тормоза» выступает отдел маркетинга издательства, они сомневаются, что материал по логопедии населению нужен!!!

Эл. адрес издательства: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript "> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

127018, Москва, Сущёвский вал, 49. Издательство «Дрофа»

Или: 127018, Москва, а/я 79

Тел.: 8 -(495) 795-05-50 , 8 - (495) 795-05-51

 

 

Похожие материалы:
ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
Статьи: 1.Ребенок неправильно произносит свистящие звуки [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] 2. Как научить ребенка произносить звук [Ц]...
ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [Р], [РЬ]
КАК ПОСТАВИТЬ РЕБЁНКУ ЗВУКИ [Р], [Р']? Конечно, отсутствие в речи звуков [Р], [Р'] не заметить трудно. Появляются они позже остальных...
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Ш], [Ж]?
Как научить ребенка правильно произносить щипящие звуки [Ш], [Ж]? 1. Как ребёнок произносит звуки [Ш], [Ж]? Шипящие звуки [Ш], [Ж] не всегда...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ц]
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ц] Думаете, работа над свистящими звуками завершена? Нет! Мы ещё не пробовали различать на...
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С']
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С'] (материал для детей 5 – 10 лет) Чтобы ребёнку было...