Поиск по сайту
Главная ! Виды речевых нарушений и их коррекция

Новое на сайте

Самые читаемые



Виды речевых нарушений

Афазия.

  1. Что означает термин «афазия»

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Иными словами, у человека (ребёнка или взрослого) речь изначально присутствовала, но в результате каких-то причин была утрачена.

Термин, обозначающий это заболевание, содержит в себе греческие основы: «а» - отрицание, отсутствие и «фазис» - речь. Таким образом, дословный перевод этого слова – «отсутствие речи». Впервые этот термин ввёл французский врач Труссо. Проблемами афазии занимались многие зарубежные и отечественные неврологи, психологи и логопеды, особенно интенсивно – последние три столетия. Изучение этого заболевания даёт возможность понять основы психических функций человека, устанавливает связь речи и других высших психических процессов. Люди, занимающиеся проблемами афазии называют себя афазиологами.

Подробнее...

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)

 

ОпределениеФонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

Подобное определение понятно для специалистов, но совершенно ничего не говорит родителям. Для них разъясню всё более понятным языком. У ребёнка в норме слух, интеллект, в пять лет он свободно строит фразу, умеет интересно рассказать об увиденном и услышанном, но при этом не совсем верно произносит какие-то звуки, не различает на слух некоторые из них, да ещё и не может озвучить последовательность звуков в слове? Возможно, у него ФФН. Окончательное заключение даст логопед при обследовании.

Подробнее...

 

Общее недоразвитие речи

ОпределениеОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.

Пояснение для родителей: ОНР может быть у детей с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, афазией). ОНР бывает четырёх уровней. Самый тяжёлый – первый, это лепетная речь: «Ля би каля» (Оля на машине ехала) в четыре-пять лет. До трех-четырёх лет при отсутствии речи говорят о задержке речевого развития (ЗРР).

Итак, что свидетельствует об ОНР у ребёнка, т.е. о системном нарушении речевой деятельности?

подробнее

 

Задержка речевого развития (ЗРР)

Если у ребёнка нет самостоятельной активной речи, или его речевое развитие не соответствует возрастным нормам, специалисты дают заключение - задержка речевого развития (ЗРР). Такой диагноз ставят детям до четырёх лет. Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, использует уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня.

Подробнее...

 

АЛАЛИЯ

Этот диагноз врачи всё чаше стали ставать детям, у которых речь к трём-четырём годам так и не появилась. Вообще… У логопедов в ходу другой термин – «задержка речевого развития». Именно его они и пишут в речевых картах, но подразумевают-то, по большей части, всё ту же алалию.

Подробнее...

 

Дислексия

С дислексией, точнее – с её проявлениями сталкивался каждый. У кого-то в семье сын, брат, дочь и так далее, долго не могли освоить технику чтения: называли последовательно буквы, а сложить их в слова не умели, или читали задом-наперёд (справа-налево). Вариантов стойких трудностей и ошибок при освоении грамоты – множество, вот их и объёдиняют под общим названием – дислексия.

 

Подробнее...

 

Дислалия.

Ребенку пять лет. Пора вплотную заняться звуками. Прислушайтесь, как говорит ваш ребенок. Возможно, любящее родительское ухо «замылилось», поэтому вам все нравится! Правда, соседка со второго этажа говорит, что вашему чаду надо посетить логопеда…. Да она просто завидует говорливости вашего отпрыска! Так, по крайней мере, вам кажется. А, может быть, что-то действительно не так? Чтобы развеять сомнения, сходите к специалисту. Не исключено, что результатом посещения кабинета станет диагноз: «Дислалия!» За ним не скрывается ничего ужасного. Родители должны знать, что в чистом виде дислалия предполагает лишь нарушенное звукопроизношение. При этом у малыша нормальный слух, обширный кругозор, достаточный словарный запас и устойчивый навык согласования слов при высказывании. То есть, интеллект, восприятие речи и лексико-грамматический строй – в полном порядке! Радуйтесь. Все проблемы, в этом случае, можно решить в течение месяца, максимум - полугода. Это при условии, что с малышом будет заниматься логопед. Но и вы должны внести посильную лепту: проводить дома артикуляционную гимнастику, закреплять навыки правильного звукопроизношения на речевом материале.

 

Подробнее...

 

Заикание у  детей дошкольного возраста.

 

1.«Замыкание» в речи.

    Возраст от 3-х до 4-х лет логопеды недаром называют критическим. На этом этапе у ребёнка наблюдается всплеск речевой активности. Развитие малыша идет столь бурно, что нервная система начинает «коротить». Это проявляется в поведении. Ребенок капризничает, устраивает истерики, проявляет агрессию. Таков его ответ на перегрузку.

    В этот период важно создать малышу щадящий режим. Не переутомляйте его всевозможными зрелищами, развлекательными программами, спортивными секциями и курсами иностранных языков. Благими намерениями, как известно, вымощена дорога, сами знаете, куда. Результатом перегрузок будет куча болячек. В том числе и неврозы. Заикание – из их числа.

    Подробнее...

     

     


     

    Ринолалия

     

    В большинстве своём папы и мамы считают, что к ринолалии относятся только те случаи, когда у ребёнка так называемые «волчья пасть» (врождённое расщепление твёрдого и мягкого нёба) или «заячья губа» (расщепление губы и верхней челюсти). Но понятие «ринолалия» (в простонародье – «гнусавость») намного шире. Постараемся осветить это явление как можно подробнее.

     

    Подробнее...

     

     Ранний детский аутизм (РДА)

     

     I. Что такое ранний детский аутизм 

    II.  Реферат на тему «РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА)»


     

     

    1. Дети дождя

     

    Их называют «детьми дождя», «детьми Снежной королевы». В их сердце и мозг словно вонзились осколки сказочного ледяного зеркала. На всё море любви и нежности, которое изливают на них близкие, маленькие Каи и «ледяные принцессы», кажется, не отвечают и каплей взаимности. Когда измученные этой холодностью мамы начинают плакать, дети Снежной королевы разражаются веселым смехом. Почему? Неужто, им забавно смотреть на материнские слёзы? Вовсе нет! Просто они не знают, что такое слёзы. А как течёт вода из водопроводного крана – знают. У мамы краника нет, а водичка из глаз капает. Поэтому и весело.

     Аутизм. Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги и врачи, но и некоторые родители. Ведь ставить такой диагноз детям стали всё чаще… 

    Подробнее...

     

    У ребёнка – дизартрия

     

    Те родители, кто водит детей в логопедические группы детских садов, знают, что   постановка и автоматизация звуков у ребёнка иногда затягивается. Почему же занятия с логопедом не приносят сиюминутного результата? Причина этому (очень часто!) – стёртая форма дизартрии у ребёнка.

     

    «Полгода ходим к логопеду, а улучшений нет! - сетует одна мамочка в разговоре с приятельницей. – А ведь через год в школу. Дима и так-то заговорил в три года. Успеем ли освоить все звуки?» Многие родители задаются этим вопросом. Особенно те, кто бесстрастно анализирует состояние речи своих детей.

     

    Подробнее...

     

    Восстановление голоса при различных заболеваниях. Причины голосовых расстройств.

    Голосовая функция у детей и подростков часто бывает нарушена. Это может быть:

    полное отсутствие голоса (афония на фоне ринолалии, дизартрии, стеноза гортани или воспалительных процессов в ротоглотке);

    частичное отсутствие голоса (дисфония на фоне ринолалии, дизартрии, стеноза гортани, или воспалительных процессов в ротоглотке);

    гнусавый оттенок голоса (при ринолалии, дизартрии, заболеваниях носоглотки)

    Наиболее частые причины голосовых расстройств у детей:

    - заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки;

    - нарушения в работе лёгких, бронхов и трахеи;

    - заболевания сердца и сердечнососудистой системы;

    -несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса (перенапряжение голосовых связок, неправильная техника голосоподачи);

    - снижение слуха.

    Подробнее...