Поиск по сайту
Главная ! Виды речевых нарушений и их коррекция ! КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Ш], [Ж]?

Новое на сайте

Самые читаемые



Как научить ребенка правильно произносить щипящие звуки [Ш], [Ж]?

1. Как ребёнок произносит звуки [Ш], [Ж]?

Шипящие звуки [Ш], [Ж] не всегда получаются даже у шестилетнего ребёнка. Вместо слова «шишка» можно услышать «сыска», «фыфка», «тытка», и даже… «хыхка». Ну, точь в точь, как в «Денискиных рассказах» В. Драгунского. В первом случае налицо замена шипящих на свистящий звук [С]. Во втором случае – губно-зубное произнесение шипящих, в третьем – призубное. В последнем случае мы наблюдаем заднеязычный вариант произнесения шипящих. Все эти дефекты не являются нормой. Они так же, как дефекты звуков [С], [С'], [З], [З' ], [Ц] имеют названия сигматизмы и парасигматизмы.

До сих пор ведутся споры: считать ли дефектным нижнее произношение шипящих? При таком варианте произнесения звуков [Ш] и [Ж] широкий кончик языка располагается внизу ротовой полости, а спинка языка круто поднимается вверх, к нёбу, образуя щель. Логопеды старой формации исправляют подобное произношение. Молодые специалисты считают подобное положение вещей нормой и оставляют всё как есть.

 

 2. Произношение шипящих в норме

Для того, чтобы правильно произнести шипящие [Ш], [Ж], язык должен занять определенное положение в ротовой полости. Он непременно широкий, передний край языка поднят вверх и образует щель с твердым нёбом возле верхних передних резцов, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Важно, чтобы язык был абсолютно симметричен, в противном случае может получиться боковое произношение шипящих. Нам, взрослым, конечно, хорошо рассуждать и показывать, как всё должно быть. А каково ребёнку? Он ведь ещё не может в совершенстве управлять своими артикуляционными органами, да они его и не слушаются! Вот как, скажите на милость, сделать язык широким, если он упорно превращается в подобие шила, да ещё норовит съехать вбок! А поднять его вверх вообще не представляется возможным, т.к. этот «байбак» устроился во рту и лежит себе, полёживает.

 

 

 3. Упражнения, которые помогут поставить шипящие звуки

 

а) Упражнения для языка

Придать языку нужную форму помогут специальные артикуляционные упражнения. Чтобы ребёнку было интересно их выполнять, облекаем всё это в сказочную форму. Самое время вспомнить о гномике Язычке и послушать его забавные истории. Если вы забыли, то напоминаем, что истории из жизни этого гномика рассказываются только сидя перед зеркалом. О чем же сегодняшняя? Все очень прозаично… Гномик Язычок завтракает.

 

«Завтрак Язычка»

«Гномик Язычок в задумчивости стоит на кухне и никак не может решить, что же приготовить на завтрак. Наконец, он берет сковородку. (Упражнение «Сковорода»: рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе, боковые края приподняты, по кромке языка образуется как бы валик. Удерживать в таком положении не менее 10 секунд.) «Нет, не буду ничего жарить!» Гномик убирает сковородку в шкаф. (Язык убрать, рот закрыть.) «А впрочем, можно попробовать!» Сковородка снова достается и ставится на плиту (Упражнение «Сковорода»). Тут взгляд Гномика падает на розовую чашечку. «Лучше чай!»- думает Язычок и достаёт чашечку. (Упражнение «Чашечка»: рот открыт, широкий язычок с высоко приподнятыми краями находится возле верхних зубов. Важно, чтобы нижняя губа при этом не «подсаживала» язык, и он удерживался в этом положении самостоятельно не менее 10 сек.). В это время – звонок в дверь. Пришли друзья. Для каждого надо достать из буфета чашечку. (Упражнение «Чашечка» выполняется столько раз, сколько друзей пришло к гномику.)»

Просто замечательно, если оба эти упражнения малыш выполнил с первого раза правильно. А если проблемы? К примеру, не удаётся сделать язык широким. Придется упростить упражнение и наказать непослушный язычок, шлёпая его губами: «пя-пя-пя-…». Наконец, язык распластался и послушно лёг на нижнюю губу. Теперь самое время испечь блинчики. (Упражнения «Блинчик»: удерживать широкий язычок на нижней губе в спокойном состоянии не менее 10 секунд.) Блинчики печем в достаточном количестве: их должно хватить на всех! Следите, чтобы они были правильной округлой формы с ровными краями. Ах, как же вкусно! От удовольствия оближем верхнюю губу. Но не из стороны в сторону, а широким язычком сверху вниз. И еще раз. И ещё…

Будем надеяться, что с одной проблемой мы справились: язычок научился быть широким. Переходим к следующему этапу: научим язычок удерживаться за верхними зубами. Но это уже следующая история:

 

«Смелый наездник собрался по грибы»

«Гномик Язычок обожает скакать на лошадке. Он берёт в руки поводья и умело управляет своим скакуном. (Упражнение «Лошадка»: звонко поцокать язычком.) Сначала лошадка скачет медленно, затем – все быстрее и быстрее. Куда же направляется наш смелый наездник? В лес. Сколько же здесь грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок. (Упражнение «Грибок»: широкий язык присасывается своей поверхностью к небу. Верхняя часть языка – шляпка гриба, подъязычная уздечка – ножка. Растянуть ее как можно больше, широко открыв при этом рот. Следите, чтобы ребёнок не просто поднял язычок вверх, а именно присосал его к нёбу! Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.) Гномик срезал грибок (опустить язык на дно ротовой полости) и тут же увидел розовую волнушку (снова сделать «Грибок», удерживая язык в этом положении уже не менее 8 секунд).

На полянке возле молоденькой осинки росли два ярко-красных мухомора. Их шляпки были такими большими! Мухоморы раскачивались на своих тоненьких ножках, и, казалось, вот-вот должны упасть. (Ребенок и взрослый делают «Грибок» и удерживают язык как можно дольше. Идет как бы соревнование: чей грибок дольше простоит.)

Мухоморы гномик брать не стал: они ведь ядовиты! Зато он насобирал полную корзину других грибов: белых, подберезовиков, подосиновиков, рыжиков (еще несколько раз выполнить упражнение «Грибок»).»

Надо сказать, что упражнение «Грибок» достаточно сложное, и не каждый малыш сможет выполнить его с первого раза. Наверняка, форма «шляпки» будет не круглой, язык присосётся к нёбу не всей поверхностью, а лишь кончиком. Придётся вернуться к упражнению «Лошадка» и попросить ребёнка не «отщелкивать» язык во время «цокота», а как можно дольше задержать (застрять) на нёбе. Должно получиться! С каждым разом время «застревания» продляется.

Больше всего малышам нравится упражнение «Фокус». Это не только эффектное, но и очень эффективное упражнение. Оно применяется логопедами при постановке шипящих с давних пор. Широкий (в форме «чашечки») язычок высунуть изо рта, передний его край приподнять к носу, но ни в коем случае не прижимать к верхней губе! Между языком и верхней губой остается щель. Губы растянуты в улыбке, боковые края языка соприкасаются с уголками рта. Пока ребёнок будет выстраивать эту сложную конструкцию, вы кладёте ему на кончик носа кусочек ватки. А теперь малыш должен подуть на ватку, не теряя формы языка. Ватка летит вверх. Если этого не происходит, значит, струя воздуха пошла не в том направлении, например, в углы рта, или в щёки. А может быть, кроха не удержал язык, и тот «отполз» в рот.… Нужно вновь придать языку правильную форму. Возможно, на это уйдёт не одно занятие. Терпение, и ещё раз терпение. Воздушная струя очень важна при постановке шипящих. Но не менее важен путь её следования. В норме на звуках Ш, Ж, воздух идёт строго посередине языка. Следует также обратить внимание и на нижнюю губу. Она порой мешает: подворачивается за нижние зубы, излишне напрягается, «подсаживает» язык. От подобных «медвежьих» услуг придётся отказаться.

Ещё одно упражнение для освоения шипящих: «Болтун-болботун» («Индюк»): широкий язык выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки.

 

 б) Упражнения  для губ

Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих. Они должны вытягиваться вперёд «хоботком». Но подобную форму губам удаётся придать не сразу. Придётся вновь прибегнуть к артикуляционным упражнениям («Трубочка», «Хоботок», «Воронка»)

Все эти упражнения, а также истории о Язычке вы найдёте на нашем сайте в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика» и «Сказочные истории из жизни Язычка».

 

 4. Как исправить боковое произношение шипящих

Наиболее сложный для исправления случай, - это боковой сигматизм шипяших. При нём один из боковых краёв языка всё время опускается и не желает удерживаться в верхнем положении. Звуки приобретают хлюпающее звучание, щека при этом вибрирует. Это может быть следствием гипотонуса мышц языка. В этом случае придётся прибегнуть к массажу и постановке звуков при помощи специальных зондов. Эти зонды есть у логопедов, а вот в семье они вряд ли найдутся. Зато чайные ложечки, думаю, есть у всех. Они-то и помогут выровнять язык при произнесение звуков [Ш], [Ж]. При выполнении упражнений «Чашечка», «Фокус» взрослый помогает ребёнку сформировать нужную форму языка с помощью черенка ложечки, приподнимая язык снизу вверх.

 

 5. Постановка звуков [Ш], [Ж]

После того, как перечисленные выше упражнения будут выполняться ребёнком легко и непринужденно, стоит заняться и постановкой самих шипящих. Без игры здесь вряд ли обойтись.

Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя … руку. Она-то и будет змеёй: кисть – голова, всё остальное – гибкое тело. Вот «змея» ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть), вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть, шипит: «Ш-ш-ш-…». При этом стоит обратить внимание ребёнка на то, что язык – «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если с этим проблема, большим и указательным пальцами слегка надавите на щёки в районе углов рта, придавая губам форму «трубочки». Пусть кроха ещё раз изобразит змею и пошипит. Неужели вновь неудача? Не отчаивайтесь. На помощь вновь придёт черенок чайной ложечки. Если ребёнок чисто произносит звук [С], пусть воспроизведёт его, а вы в это время подводите черенок ложечки под язык, приподнимаете его вверх к нёбу и чуть-чуть отодвигаете назад. Будьте осторожны, не надавливайте сильно на язык. Получилось? Порадуйтесь вместе с ребёнком чистому звучанию [Ш_______]. Вместе с ребёнком вспомните, где ещё можно услышать этот звук?

- шипение воздуха, выходящего из сдуваемой шины;

- лес шумит на ветру;

- мышь скребётся под полом;

- шипение рассерженной кошки;

- шуршание осенней листвы под ногами и т.д.

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].

Аналогично идёт работа и над [Ж]. Только ставим его уже от звука [З]. Всё очень просто. Правда? Самое время изобразить доброго жука и пожужжать: «Ж-Ж-Ж-…». Кроме жука этот звук издают:

- шмели,

- работающие электромоторы

 

 6. Автоматизация шипящих звуков в речи ребёнка

Закрепление звуков идёт сначала в изолированном произношении, затем – на материале слогов, потом слов, чистоговорок, потешек, скороговорок и текстов.

а) Закрепление шипящих звуков на материале слогов и слов

ША: шапка, шаг, шакал, шайба, шарф, шахта, шахтёр, шашка, шашки, шахматы

ШО-ШЁ: шов, шёл, шёлк, шёпот, шомпол, шок, шоколад, шёлковый

ШУ: шуба, шубка, шум, шут, шутка, шуршит, шутник, шустрый

ШИ: шина, шипы, шить, шиповник, ширь, широко, шибко

ШЕ: шесть, шерсть, шелка, шептать, шелестит, шести т.д.

 

ЖА: жар, жаба, жаровня, жабо, жасмин, жакет, жарко, жалюзи

ЖО-ЖЁ: Жора, жор, жёлтый, жёлуди, жёрдочка, жёрнов

ЖУ: жук, жучок, журавль, журчит, жужжит, жутко, жупан

ЖИ: жир, живот, жила, жить, животные, Житомир жимолость

ЖЕ: Женя, железо, жезл, желтеть, жена, жесть т.д.

 

Не лишним будет вспомнить, что звуки [Ш], [Ж] появляются в «ласковых» словах. Пусть ребёнок не только потренируется в произношении шипящих, но и в образовании слов. Предложите ему для начала образовать уменьшительно-ласкательные формы имён: Настя - НастюШа, НастасьюШка; Илья – ИлюШа, ИлюШенька, Оля – ОлюШка и т.д. А теперь такие слова (со звуком [Ш]): голова – головуШка (сторона, изба, борода, ворона, камень, горе, перо, зерно, крыло, солнце, дно, пятно, поле, пальто, трус, заяц, волк, воробей, деревня и т.д.);

(со звуком [Ж]): сапог – сапоЖок (друг, пирог, круг, долг, берег, долг, творог, утюг, стог, флаг, шаг, нога, порог и т.д.)

Здесь же можно вспомнить животных и их детёнышей:

медведь – медвеЖонок

морЖиха – морЖонок

стриЖиха – стриЖонок

иволга - иволЖонок

уж – уЖонок

верблюд - верблюЖонок

уЖица – уЖонок

осьминог -осьминоЖек

Ребёнок очень быстро втянется в подобное словотворчество а вам придется придумывать новые игры и подбирать для него более сложный речевой материал на звуки [Ш], [Ж]. Например, игра «Превосходнейшие слова» (звук Ш):

Как сказать о самом-самом?

Самом сильном, самом слабом?

Сильный – сильнейШий,

Слабый – слабейШий

свежий - …

(вкусный, простой, полезный, светлый, честный, новый, добрый, чистый и т.д.)

Нельзя обойти вниманием и наречия: близко – блиЖе, дорого – дороЖе (молодо, низко, поздно, плохо, редко, твёрдо, туго, узко, глубоко и т.д.)

И, конечно же, неоценимую помощь в деле автоматизации шипящих звуков окажут так называемые предметные картинки, в названии которых встречаются шипящие.

 

б) Закрепление шипящих звуков при помощи чистоговорок:

ША-ША-ША, ША-ША-ША: Мама любит (моет, кормит) малыША.

ШО-ШО-ШО, ШО-ШО-ШО: На прогулке (в наШЕм доме) хороШО.

ШУ-ШУ-ШУ, ШУ-ШУ-ШУ: ШАрф повяЖЕм (ШАпку свяЖЕм) малыШУ.

ШЕ-ШЕ-ШЕ, ШЕ-ШЕ-ШЕ: ШУба, ШАрф (ШАпка, ШАрф) на малыШЕ.

ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ: Игры (ШАШки) любят малыШИ. и т.д.

ЖА-ЖА-ЖА, ЖА-ЖА-ЖА: Есть еЖАта у еЖА (Есть морЖАта у морЖА).

ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ: Молока дадим еЖУ. Ты послушай, я скажу.

ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖИ-ЖИ-ЖИ: Очень славные еЖИ! А теперь и ты скаЖИ.

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ, ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ: фильм посмотрим о еЖЕ (о морЖЕ). и т.д.

 

в) Закрепление шипящих звуков при помощи  потешек:

 

Зайчишка

ЗайчиШка- трусиШка по полю беЖал,

В огород забеЖал.

Морковку наШёл, капустку наШёл

К нам в гости приШёл.

Павушка

ПавуШка летала,

ПерыШки роняла.

-          Кому эти перыШки?

-          Родимому ВовуШке.

-          На что ему перыШки?

-          Шапочку пуШить.

-          На что Шапочка?

-          ДедуШке дарить.

Дадим Вове каШи

В красной чаШе,

Хлебы краюШку,

Меда кадуШку,

ПыШки, лепеШки,

Куриные ноЖки.


Мария-солнышко

Мария –солныШко,

Полети на облыШко,

Принеси с небуШка

Меда да хлебуШка,

ПлюШек, преснуШек,

Сладких ватруШек.

Котишко

КотиШко-мурлыШко,

Серый хвостиШко.

Не лезь в плоШку

Не обиЖай АнтоШку.

НаШ АнтоШка малыШок,

Роста у него – верШок.

Топотушки

Топ-топ! ТопотуШки!

ПляШет зайка на опуШке,

ПляШет ёЖик на пеньке,

ПляШет чиЖик на сучке,

ПляШет Жучка на крылечке,

ПляШет коШка возле печки,

ПляШет мыШка возле норки,

ПляШет миШенька на горке

А лоШадка – на дороЖке,

Тараканы - на пороЖке.

Топ-топ! ТопотуШки!

ХороШи у нас частуШки!

 

Улитка

Улитка, улитка,

Высунь роЖки,

Дадим лепёШки,

Свиные ноЖки,

КаШи горШок,

Хлеба вороШок.

 

г) скороговорки

 

Ш

 

Шила в мешке не утаишь.

 

Шутил, да вышутил.

 

Луша у душа мыла шею и уши.

 

Метил в лукошко — попал в окошко.

 

Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.

 

Не найду я ушки у нашей лягушки.

 

Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

 

Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.

 

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка шапкой Тимошкину шавку.

 

Ваша Парашка, а на ней наша рубашка.

 

Времена шатки, береги шапки.

 

Макар да кошка, комар да мошка.

 

Наш Гришка не берёт лишка.

 

Работай до поту — покушаешь в охоту!

 

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

 

Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.

 

По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку.

 

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

 

Наша река широка, как Ока, так, как Ока, широка наша река.

 

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

 

Ж

Живи да не тужи.

 

Не живут ужи, где живут ежи.

 

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

 

Уже ужи в луже.

 

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

 

Делай добро и жди добра.

 

Вожжи из кожи в хомут вхожи.


Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух.

 

Жутко жуку жить на суку.

 

жужжала муха, дожужжалась паука.

 

 

д) Закрепление шипящих звуков на материале текстов (в том числе и стихотворных)

Отключили воду…

«Ш-ш-ш-…», - шипит, проснувшись, уж,-

«Не пора ли принять душ-ш-ш-ш-…?»

только вентиль он открыл…

Пар из крана повалил: Ш-ш-ш-…

Шипенье раздается: Ш-ш-ш-…

А вода совсем не льётся!

Отключили, видно, воду

По всему водопроводу.

(Е.Г. Карельская)

 

Там – шипит, тут - шуршит.

Кот шипит, подравшись с кошкой: Ш-ш-ш-…

Гусь – гоняясь за Антошкой: Ш-ш-ш-…

А змея – увидев мышку: Ш-ш-ш-…

Пар – подняв в кастрюле крышку: Ш-ш-ш…

Лист шуршит, упав под ноги: Ш-ш-ш-…

Ёж – газетой на дороге: Ш-ш-ш-…

То шипенье, то шуршанье…

Повторим это звучание: Ш-ш-ш-…

(Е.Г.Карельская)

 

Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

(В статье даны стихотворения, сказочные истории и артикуляционные сказки автора из книг «Растим говорунов», «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. изд. «Дрофа» 2007 г..)

Похожие материалы:
Как научить ребенка говорить правильно?
Как научить ребенка говорить правильно? 1. Тренируем мышцы речевых органов Во всём мире сейчас мода на...
Возрастные нормы развития ребенка
Возрастные нормы развития ребенка Многие родители на приёме у логопеда и психолога спрашивают, что считается нормой в развитии...
Как научить ребенка слышать звуки?
Как научить ребенка слышать звуки(профилактика дисграфии) 1.Что надо делать,чтобы у ребенка к школе появился фонематический слух?...
Как разговорить ребенка
Как разговорить ребенка? В последние годы сложилась парадоксальная ситуация: живущие в комфортных бытовых условия дети...
Ребенок не произносит звуки [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х']
У ребёнка не получаются звуки [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х'] Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К],...