Поиск по сайту
Главная ! Виды речевых нарушений и их коррекция ! ПОСТАНОВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Щ] В РЕЧИ

Новое на сайте

Самые читаемые



Постановка и закрепление звука  ] в речи.

 

1. У ребёнка нет звука [Щ], или звук [Щ] он произносит неправильно?

Звук [Щ] ребёнок 4-5 лет очень часто заменяют на [СЬ] или [ТЬ]: сётка (щётка), си (щи), сёки (щёки), питит (пищит), вети (вещи) т.д.. Безобидная на первый взгляд путаница. Но она может обернуться дисграфическими ошибками на письме, когда ребёнок пойдёт в школу. Постараемся этого не допустить.

Ребёнок четырёх-пяти лет не всегда может анализировать своё произношение. Он не слышит отдельные фонемы (звуки) в составе слова и выдаёт приблизительный звуковой образ слова. А уж здесь, что получится, то получится. Опять же, навыков произношения не всегда хватает. Прежде чем исправлять ребёнка, неплохо бы подготовить его язык и губы к трудной работе.

 

2. Описание правильной артикуляции звука [Щ]

Звук [Щ] очень похож на [Ш], только в мягком исполнении. Широкий язычок так же поднят вверх и по форме напоминает «чашечку», её боковые края крепко прижаты к верхним коренным зубам. Между кончиком языка и твердым нёбом возле верхних резцов остаётся узкая щель, в которую просачивается тёплый воздух. Губы вытянуты вперёд трубочкой. В чём же тогда отличие? На звуке [Щ] мышцы языка и губ более напряжены, особенно боковые края языка: они с силой упираются в верхние коренные зубы. Как заставить непослушный язычок малыша выполнить всю эту работу?

 

3. Как поставить ребёнку звук [Щ]?

Сядьте перед зеркалом и расскажите ребёнку историю о маленьком паровозике, который учится ездить по рельсам. В роли паровозика будет выступать язычок. Рельсы – верхние коренные зубы. А теперь – в путь! Боковые края языка, словно колёсные пары вагонов, катаются взад и вперёд по верхним коренным зубам. Обязательное условие: «колёса» должны крепко стоять на рельсах и ни в коем случае с них не съезжать! Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам. Движения широкого язычка – с максимальной амплитудой. Выполняя это упражнение в течение нескольких дней (недель), ребенок научится удерживать язык в верхнем положении. Теперь пусть попробует произнести звук [Щ] изолированно. Лучше всего это получится во время уборки квартиры. Вместе с ребёнком возьмитесь за шланг пылесоса и, проведя щёткой по ковру, произнесите: «Щ_____, Щ_____». Правда, здорово? А теперь энергично почистите одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …». Это будет первый этап автоматизации звука [Щ].

 

4 . Слова со звуком [Щ]:

 В слогах и словах звук [Щ] произнести намного сложнее. Поэтому закрепляйте звук поэтапно: сначала в обратных слогах (в конце слов), потом в прямых слогах (а начале слов), в середине слов:

Ащ-ощ-ещ-ущ-ищ-ющ-ыщ-ящ: плащ, овощ, хвощ, мощь, помощь, лещ, клещ, плющ, товарищ, свищ, прыщ, хрящ и т.д.

 

Ща-щё-ще-щу-щи: щавель, щёлк, щёголь, щёлкнуть, щётка, щёки, щёлок, щель, щенок, щедрость, щедрый, щекотка, щебень, шербет, щебет, щека, щетина, щекотка, щеколда, Щелкунчик, щука, щурёнок, щупальце, щи, шит, щиток и прочие слова на Щ.

Оща-ощи-още-ещи-ащи-ищи-ище-ещу-еще: прощать, угощать, угощение, проще, мощи, клещи, вещи, вещица, верещит, товарищи, прищепки, чище, вещунья, плещет и т.д.

 

 

 

5. Чистоговорки на звук [Щ]

 

Помогут закрепить звук [Щ] чистоговорки:

 

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

 

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

 

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.

 

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

 

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

 

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: на собаке клеЩ.

 

ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.

 

ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.

 

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.

 

ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.

 

ШЁ-ЩЁ-ЩЁ, ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ: повторяем мы еЩЁ!

И так далее…

 

6. Скороговорки со звуком [Щ]

 

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке. (С. Маршак)

 

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

 

Волки рыщут, пищу ищут.

 

Вот топор, вот топорище, вот кнут, вот кнутовище.

 

Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.

 

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

 

Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.

 

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

 

Плавниками трепеща, и зубаста и тоща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща.

 

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

 

 

7. Загадки на звук [Щ] (от Е. Г. Карельской):

 

 

Варим летом и зимой

Щи зелёные с травой…

Правда, правда, ты поверь!

Ту траву зовут … (ЩАВЕЛЬ).

 

Если был бы я большой,

Суп не стал бы есть с лапшой!

Заказал бы на обед

Я орехи и … (ЩЕРБЕТ).

 

Поединок спор решит.

Меч суровый суд вершит.

Шлем под натиском треЩит.

Вся надежда лишь на … (ЩИТ).

 

В дороге, как и в пироге,-

Начинка… Но не сладкая!

Кладётся под асфальт она:

Дорога будет гладкая.

(ЩЕБЁНКА)

 

К ним стремятся тараканы:

Прячут в них свои усы.

Любопытные Варвары

Забывают в них носы.

(ЩЕЛИ)

Наш Емеля без забот.

Пусть хоть полный дом работ!

Для него всё это – скука.

Выручит Емелю … (ЩУКА).

 

Непогода нас застала.

Обувь грязная вся стала,

У порога встала робко.

Ей пришла на помощь … (ЩЁТКА).

 

Не побрившись пару дней

К зеркалу бежит Матвей.

Там ужасная картина:

На лице растёт … (ЩЕТИНА).

 

Прячут запасы они грызунов.

Их подперев, видим сказки мы снов.

Если здоровы мы, -

будут румяны.

Деток целуют в них

папы и мамы.

(ЩЁКИ)

Стрелы цель не поразят.

Их для ЩЕЙ сорвём мы с гряд.

(ЩАВЕЛЬ)

 

 

8. Игра «Большущие слова»

А теперь перенеситесь с ребёнком в страну великанов. Все слова там такие огромные!

 

Большущие слова

У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.

У птички глаза, у дракона – глазиЩи.

У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.

В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.

 

Если большие, значит – зубиЩи.

Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.

А динозавр здоровуЩим хвостиЩем

ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.

 

Мать - великанша длиннюЩей ручиЩей

Машет в окошиЩе крошке-сыниЩе.

Тот еЩё мал, но уже великаниЩе.

Носит он рубиЩе, брючиЩа, тапиЩа.

 

Ловит волчиЩа он за усиЩи,

Любит валяться на мокрой травиЩе.

Ест в огороде большуЩие овоЩи.

И вечно нуждается в маминой помоЩи…

(Е.Г. Карельская)

Продолжите в том же духе, подбирая подходящие для страны великанов слова.

 

9. Автоматизация звука Щ в текстах

Попробуйте выучить с ребёнком такое стихотворения со звуком [Щ], например. такое:

Помощник Щен

ПомоЩь требуется Жучке:

У ЩИПЦОВ сломались ручки.

В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.

Жучка иЩет в роЩе сына.

 

У собаки сын – ЩЕНОК.

ТаЩит ЩЕПОК он мешок:

От жары рассохся дом,

ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.

 

Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,

Починил все в доме веЩи,

Для борЩа почистил овоЩи…

«Ну, какое ты сокровиЩе!-

Не нахвалится им Жучка. -

Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.

Ведь за помоЩь, без сомнения,

Ты достоин угоЩения!»

(Е.Г. Карельская)

Более развёрнутый материал на звук [Щ] вы найдёте в моей книге «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев». Удачи!

 

Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

 

назад к списку статей 

Похожие материалы:
Развитие речи у детей в первые месяцы жизни.
Развитие речи у детей в первые месяцы жизни. Родители всегда надеются, что их ребенок будет умненьким и говорливым. Но для...
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи Определение:ОНР – эторазличныесложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным...
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) Определение:Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов...
ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
Статьи: 1.Ребенок неправильно произносит свистящие звуки [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] 2. Как научить ребенка произносить звук [Ц]...
ПОСТАНОВКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [Р], [РЬ]
КАК ПОСТАВИТЬ РЕБЁНКУ ЗВУКИ [Р], [Р']? Конечно, отсутствие в речи звуков [Р], [Р'] не заметить трудно. Появляются они позже остальных...