Поиск по сайту
Главная ! Виды речевых нарушений и их коррекция ! Алалия

Новое на сайте

Самые читаемые



АЛАЛИЯ

Этот диагноз врачи всё чаше стали ставать детям, у которых речь к трём-четырём годам так и не появилась. Вообще… У логопедов в ходу другой термин – «задержка речевого развития». Именно его они и пишут в речевых картах, но подразумевают-то, по большей части, всё ту же алалию.

 


Какая она, - алалия?

Если у ребёнка в норме слух, интеллект, но полностью или частично отсутствует речь, тогда и делается предположение о наличие у него алалии: сенсорной или моторной. Подтвердить это могут энцефалограмма и эхограмма головного мозга. Если в процессе обследования выявляется недоразвитие или поражение речевых областей в левом полушарии головного мозга, предположение становится уже обоснованным диагнозом. Конечно, не очень утешительным.

Врачи и логопеды будут выявлять причины, приведшие к поражению головного мозга ребёнка. Это могут быть внутриутробные инфекции, интоксикация, травмы. Либо заболевания (инфекционные, вирусные), ушибы и сотрясения головного мозга в первый год жизни малыша.

Алалия может быть моторной, или сенсорной.

Алалия моторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи. В её основе лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Тонкие и сложные артикуляционные движения заменяются на более грубые и примитивные. Ребёнок не чувствует движения своих артикуляционных органов, не может или управлять. Затруднение вызывает сам процесс говорения (артикулирования звуков), а вот способность понимать звучащее слово, как правило, сохраняется. О таком ребёнке говорят: «Всё понимает, только молчит». Простейшая фраза у него появляется после 4 лет.

Причиной моторной алалии является поражение центра Брока (лобно-теменные области коры левого полушария головного мозга), в частности, коркового конца речедвигательного анализатора, а также его проводящих путей. При этом часто отмечается снижение функциональной активности данного центра.

Нередко о моторной алалии говорит отсутствие лепета в предречевом периоде (до года). Внимательные родители обращают внимание на то, как накапливается активный словарь их малыша. У ребёнка-алалика он пополняется крайне медленно и к трем годам состоит всего из пары аморфных слов. Фраза появляется лет в пять, но строится аграмматично, без учёта правил согласования и управления слов, предлоги в речи практически отсутствуют: «Матик кататя ани» (Мальчик катается на санках); «Надей папаги όни» (Надел на ноги сапоги). Подобные речевые головоломки не могут сразу расшифровать даже опытные педагоги.

Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса (ориентировка в пространстве) и расстройств общей и мелкой моторики, что выражается в виде апраксии. Эта алалия сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой. Отмечается поражение структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередко отмечается двигательная расторможенность, расстройство внимания и памяти, снижение работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития (психоорганический синдром разной степени выраженности).

При моторной алалии затруднено овладение активным словарным запасом и грамматическим строем языка. Отмечается отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм (причастий, деепричастий), перестановка слогов и звуков внутри слова и т.д. Имеет место выраженная бедность словарного запаса.

Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи. Ребенок не понимает речи окружающих. Наблюдается разрыв между смысловой и звуковой оболочкой слов. При этом у малыша хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи (к артикулированию звуков). Грубо нарушаются фонетические процессы: отсутствует возможность дифференцировать звуков. В силу чего экспрессивная речь также резко нарушается. Ребёнок искажает слова, смешивает сходные по произношению звуки, не прислушивается к речи окружающих, не откликается на зов. Но, одновременно, - прекрасно реагирует на отвлеченные шумы (стук, плеск, звонок и т.д.). Отмечаются эхолалии (механический, бездумный повтор слов за кем-то). Составить самостоятельно даже простейшую фразу – такому ребёнку бывает не по силам.

В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга, нередко - в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Причиной сенсорной алалии является поражение височной области левого полушария - центра Вернике (коркового конца слухоречевого анализатора) и его проводящих путей.


Можно ли справиться с алалией?

Было бы утопией полагать, что в домашних условиях и без посторонней помощи родители справятся с проблемой по имени «алалия». Только комплекс мер, куда входят: медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, коррекционные занятия, способны существенно помочь ребёнку-алалику. Не очень сведущие мамы и папы очень часто отказываются «от таблеток», мотивируя это тем, что «не хотят травить ребёнка химией». Физиотерапии они также не доверяют. Таким образом, их малыш не получает самой необходимой на первых порах помощи. В дальнейшем, в школьном возрасте, медико-физиотерапевтическая помощь будет уже не столь эффективна, и лучшее время для успешной борьбы с алалией будет безвозвратно потеряно.

Вопрос заниматься или не заниматься с логопедом в семьях, где есть ребёнок-алалик, к счастью, не стоит. Даже очень амбициозные родители понимают, что без систематических логопедических занятий их ребёнку не обойтись. Но не все мамы и папы знают, где можно найти квалифицированную помощь. Поэтому первым делом бросаются искать частного логопеда. А в это время у них буквально под боком может быть специализированный детский сад, или логопедическая группа при массовом детском саду. Детям-алаликам оказывают всестороннюю помощь также на логопедических пунктах, организованных при детских больницах и психоневрологических диспансерах. Педиатры и психоневрологи направляют маленьких алаликов в специализированные санатории и стационары. Всё, что касается компенсирующих детских садов и логопедических группах в общеобразовательных дошкольных учреждениях, родители могут узнать в городском или районном отделе образования, на сайтах детских садов. О санаторном и стационарном лечении информацию можно получить в соответствующих медицинских ведомствах.

Если медико-педагогические мероприятия проводятся целенаправленно и регулярно, наблюдается положительная динамика: ребёнок-алалик начинает пополнять свой словарный запас, учится строить фразу. Но, несмотря на эти обнадёживающие результаты, отставание в речевом развитии от сверстников у него всё же остаётся очень дли тельное время. Стало быть, есть опасения, что это послужит серьёзным препятствием для успешного обучения в общеобразовательной школе. Выходом может стать коррекционный класс в массовой школе, либо обучение в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Но этот выход приемлют далеко не все мамы и папы.

Алалия, особенно сенсорная, предполагает очень длительный период восстановления речи. Не факт, что по истечении десяти и даже пятнадцати лет упорной работы можно будет с уверенностью сказать, что речь полностью восстановлена.


Заикание на выходе из моторной алалии

В три-четыре года у ребёнка-алалика ярко прослеживается стремление заговорить. Но это желание не всегда находит возможность реализоваться. Родители же, видя потребность ребёнка в общении, начинают «грузить» его всевозможной информацией, принуждают говорить сложные слова и фразы. Это может привести к прямо противоположному результату: малыш-алалик попросту откажется от речи. Возможно и иное развитие событий: ребёнок будет «тянуться» к недостижимому для него (пока) речевому результату, перенапрягать свою нервную систему и заработает логоневроз. Логопеды называют подобное явление «заиканием на выходе из моторной алалии». Родители дают этой ситуации такое описание: «Не говорил, не говорил, а потом вдруг – сразу предложениями. Но, появились запинки». Отсюда вывод: чрезмерная поспешность в деле обучения ребёнка-алалика чревата печальными последствиями.


Как заниматься с ребёнком-алаликом дома?

Родителям хочется услышать голосок своего малыша? Начните с простейших звукоподражаний: «Му!», «мяу!», «бах», «бом», «би-би», «ту-ту» и так далее. Взрослый даёт образец, ребёнок – повторяет. И всё это в игровой форме, весело: «Паровоз гудит: «ту-ту!». Как гудит паровоз?», «Киса, чу: «Мяу!». Как киса мяучит?». Освоив звукоподражания, можно переходить к словам. Но было бы утопией думать, что маленький алалик сможет произнести их полностью. Поэтому взрослый произносит начало фразы-чистоговорки, а малыш – «подсказывает» последний слог в слове:

Бы-бы-бы, это – гри… (бы).

Ва-ва-ва: болит у мишки голо…(ва).

Ка-ка-ка: вот тебе моя ру…(ка).

Ду-ду-ду: в гости я к тебе при... (ду).

Та-та-та: хвостик, лапки у ко…(та).

Са-са-са: это хитрая ли…(са).

Звуки в слогах должны быть простыми для произношения. На первых порах не должно быть ни шипящих (ш, ж, щ, ч), ни соноров (л, р).

Когда слоги-подсказки будут освоены, можно переходить к простым словам: «мама», «папа», «баба», «дядя», «лиса», «тут», «дай». Слова, как видите, состоят всего из одного-двух слогов. Трёхслоговые слова для ребёнка-алалика представляют большую сложность и брать их на первых порах не стоит. Вы увидите, что даже в слове «лиса» он будет пропускать и переставлять звуки: «ли», «са», «сали», «силá», «ласи» и т.д.

Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовывать в повседневной жизни. Например, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков. Папа или мама многократно называют различные действия, которые выполняет ребенок, перечисляют предметы, которыми он при этом пользуется.

Ребенок-алалик должен приобрести определенный запас слов. Подбирайте простые по произношению, но часто употребляемые слова: названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и т. д. Очень хорошо перечислять всё это, рассматривая картинки - иллюстрации в детских книжках.

Во время прогулки, взрослый каждый раз называет встречающиеся по пути предметы. Если ребенок отказывается повторять какое-то слово за взрослым, не надо настойчиво требовать от него ответа сию же минуту. Взрослый включает это слово в различные контексты: в процессе игр, в бытовых ситуациях (причём неоднократно!). Со временем ребенок без принуждения начнет повторять нужное слово. Каждое проявление речевой активности малыша следует поощрять.

Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и словами, обозначающими действия (глаголами), можно научать его пользоваться простым предложением. Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью. Например, уложив куклу, он говорит: "Ляля спит" (существительное + глагол). После нескольких повторов, можно попросить ребёнка повторить это предложение. Затем в предложение вводят прилагательные и другие части речи: «Маленькая Ляля спит», «Тихо, Ляля спит!». Так, постепенно, у ребенка увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь.

Надо постоянно учитывать речевые возможности ребёнка. Побуждать малыша к разговору можно, а вот принуждать – нельзя!


Детские сады для особых деток

Мы уже говорили, что самую действенную помощь малыш-алалик может получить в специализированном детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями речи или для детей с задержкой речевого развития. Там с ним будут заниматься на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях учителя-логопеды, психологи, дефектологи. В кабинете логопеда малыш сможет восполнить недостатки в своём речевом развитии, он получит навыки общения, расширит кругозор. Психолог поможет справиться с поведенческими и психологическими проблемами, поспособствует полноценному становлению личности.

Помимо этих специалистов, в детских садах компенсирующего вида работают музыкальные руководители, инструкторы физкультуры, воспитатели. Они также вносят свою ощутимую лепту в коррекционный процесс, который строится на основании специальных программ, учитывающих потребности данного типа дошкольного образовательного учреждения. ДОУ могут разрабатывать и свои программы, с учётом контингента детей. Со всеми этими программами родители могут познакомиться на сайтах образовательных учреждений.

Посещать такие ДОУ дети-алалики могут уже с 2-3-х лет. Первое время родители будут получать рекомендации по работе с детьми дома. Начиная с 4-х лет домашние задания даются еженедельно и выполняются либо в специальных тетрадях, либо устно. Конечно, если родители выполнять с ребёнком подобные задания не желают, они вправе от них отказаться. Но вряд ли это поспособствует успешному восстановлению речи.

На логопедических занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) восполняются пробелы в речевом развитии, проводится работа по совершенствованию коммуникативных навыков. Логопед обязательно учитывает речевые и личностные особенности ребенка. Когда появляется положительная динамика, ребенок начинает проявлять активность, заинтересованность. Он осознанно подходит к занятиям, критично относится к собственной речи.


Тесный контакт с логопедом родители должны поддерживать весь период нахождения малыша-алалика в детском саду. Определяя ребёнка в школу, мамы и папы подбирают для него то учебное учреждение, где есть логопедический пункт (кабинет). Если это невозможно, ищут логопеда в медицинских учреждениях, нанимают частного логопеда.


Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории.