Поиск по сайту
Главная ! Виды речевых нарушений и их коррекция ! Восстановление голоса при различных заболеваниях

Новое на сайте

Самые читаемые



Восстановление голоса при различных заболеваниях. Причины голосовых расстройств.

Голосовая функция у детей и подростков часто бывает нарушена. Это может быть:

полное отсутствие голоса (афония на фоне ринолалии, дизартрии, стеноза гортани или воспалительных процессов в ротоглотке);

частичное отсутствие голоса (дисфония на фоне ринолалии, дизартрии, стеноза гортани, или воспалительных процессов в ротоглотке);

гнусавый оттенок голоса (при ринолалии, дизартрии, заболеваниях носоглотки)

Наиболее частые причины голосовых расстройств у детей:

- заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки;

- нарушения в работе лёгких, бронхов и трахеи;

- заболевания сердца и сердечнососудистой системы;

-несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса (перенапряжение голосовых связок, неправильная техника голосоподачи);

- снижение слуха.

Указанные этиологические факторы (причины) приводят либо к органическим, либо к функциональным нарушениям голоса. Но деление это условно: функциональные нарушения часто приводят к органическим нарушениям и наоборот.

Думаю, что для родителей важна не столько классификация голосовых нарушений, сколько практические советы. Как в домашних условиях восстановить утраченные речевые функции, если ребёнку поставили диагноз: ринолалияринофония,дисфония или дизартрия? На нашем сайте есть статьи, посвящённые этим недугам, даны основные приёмы и методы логопедической работы при этих речевых нарушениях (в разделе «Виды речевых нарушений» (статьи «Задержка речевого развития», «Ринолалия», «У ребёнка – дизартрия»); в разделе «Комплексная работа над речью»).

  1. Гиперкинетическая дисфония и афония

Последнее время на приём к логопеду всё чаще приходят дети с таким нарушением голоса, как гиперкинетическая (спастическая) дисфония. Попросту говоря, это – расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения. Голос у ребёнка становится хриплым, сиплым, очень тихим, или вовсе исчезает.

Что можно посоветовать в качестве профилактики? Не давайте детям (как совсем маленьким, так и большим) кричать, не заставляйте их петь при плохо поставленном голосе. У детей в ротоглотке и носоглотке сейчас почти непрекращающиеся воспалительные процессы (катары, тонзиллиты, трахеиты, ларингиты, риниты и прочее). Внешние условия тоже не раздуют: пыль, дым, пересушенный воздух в помещениях, или, наоборот, сырость, плесневые грибки. Вкупе с перенапряжением голоса и воспалительными процессами это и приводит к дисфонии или афонии.

Если расстройство голоса у ребёнка наблюдается продолжительное время, возникают и органические изменения в гортани: утолщаются и набухают слизистые оболочки, появляются узелки на голосовых связках. В дополнение ко всему у ребёнка нарушается функция дыхания: как физиологического, так и фонационного (речевого).

Лечение гиперкинетической дисфонии и афонии длительное. Потребуется большое упорство и терпение, как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей. Придётся соблюдать ряд основных требований:

- не кричать и громко не разговаривать где бы то ни было;

- вовремя лечить все воспалительные заболевания рото-и-носоглотки;

- заниматься пением только под руководством профессиональных педагогов-фониатров;

- постоянно наблюдаться у отоларингологов и логопедов.


3. Патологические изменения в гортани  


Какие ещё болезненные процессы могут наблюдаться в гортани, и какие из них приводят к стойким нарушениям голоса? В первую очередь это:

- ларингиты (на фоне острых, хронических и инфекционных заболеваний);

- ожоги (термические и химические);

- травмы;

- опухоли гортани;

- парезы и параличи голосовых связок.

В детском возрасте чаще всего встречаются доброкачественные новообразования в гортани: папилломы (бородавчатые опухоли неясной этиологии). Их излюбленное место произрастания – истинные и ложные голосовые связки. Возникают эти образования обычно в раннем детстве (от 1 года до 5 лет), после удаления они нередко рецидивируют (разрастаются снова). Важно не пропустить время начала заболевания. Что должно насторожить родителей? Прогрессирующая охриплость голоса ребёнка, доходящая постепенно до афонии (полная утрата голоса). У ребёнка также наблюдается затруднённое дыхание, оно усугубляется по мере разрастания опухоли. Лечение – только хирургическое. Но! Очень часто в процессе хирургического лечения может возникнуть рубцовый стеноз гортани.

Стеноз гортани (значительное уменьшение или полное закрытие просвета гортани) возникает:

- после острых заболеваний (дифтерии, кори, гриппозных ларинготрахеитов, подсвязочных ларингитов);

- после химических и термических ожогов;

- после удаления из ротоглотки инородных тел;

- после операций по поводу удаления опухолевых образований (кист, фибром, папиллом и проч.)

Лечение при рубцовом стенозе и папилломатозе гортани длительное, в основном – хирургическое. Мы на нём останавливаться не будем. Перейдём сразу к периоду реабилитации. Он состоит из нескольких этапов и рассчитан на комплексный подход. Что это значит? Наряду с терапевтическими, медикаментозными мерами, необходимо проводить ортофоническое лечение. В него входят:

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательные упражнения;

- общеукрепляющая гимнастика тела;

- вибрационное воздействие на гортань (по показаниям);

- физиотерапевтическое лечение (по показаниям).

Кстати, подобный же комплексный подход применяется и в период восстановления голоса при ринолалии и дизартрии.

Идеально, если восстанавливать звучный голос ребёнку будут специалисты (логопеды, фониатры), но они есть только в крупных городах и районных центрах. А если семья с больным ребёнком после операций по поводу стеноза гортани или ринолалии возвращается в отдалённый от центра город или посёлок, где даже отоларингологи – за несколько километров? Что делать им? Во-первых, не отчаиваться. Во-вторых, запастись терпением и изучить соответствующую литературу по реабилитации, благо интернет-то теперь есть практически в каждом населённом пункте. И, наконец, в-третьих, настроиться на работу. Она будет нелёгкой, изнурительной и очень кропотливой. На быстрый результат рассчитывать не приходится. 


4. Занятия по восстановлению голоса.


Занятия должны включать в себя массаж; мимическую гимнастику; артикуляционные, дыхательные и общеукрепляющую гимнастику одновременно. Начинайте с нескольких минут, очень постепенно увеличивайте время занятий. Вашим девизом должен быть: «Не навреди!». Если есть возможность, постоянно консультируйтесь со специалистами, например, по интернету; но лучше, конечно, «вживую».

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата, а также для повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Он выполняется подушечками пальцев. (Не забудьте тщательно вымыть руки!) Движения:

  1. от седины лба – к вискам, затем – вокруг глаз – к переносице;

  2. от переносицы - к околоушной впадине;

  3. от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

  4. винтообразное движение вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании кончиком указательного пальца по крыльям носа (последовательно: левого, правого, обоих одновременно), с одновременным произнесением звука [м].

Ребёнок должен освоить мимические упражнения:

- морщить лоб, нос; - хмуриться, сдвигать брови;

- надувать щёки, губы;

- улыбаться;

- поднимать брови (удивляться) и прочее.

После массажа и мимических упражнений выполняются 2-3-4-5 артикуляционных упражнения для разных частей артикуляционного аппарата. Каждое упражнение проводится чётко и неторопливо перед зеркалом. Комплексы артикуляционных упражнений даны на нашем сайте в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка».

Для активизации мягкого нёба и нёбной занавески показаны следующие упражнения:

- покашливание;

- зевота;

- глотание капель воды (мама капает воду на язык с помощью пипетки);

- полоскание горла тёплой водой;

- произнесение гласного звука [а] на твёрдой атаке (резко)

Упражнения для развития координированной работы всех частей артикуляционного аппарата:

  1. Медленное произнесение гласных:

- беззвучно с утрированной артикуляцией;

- на шёпоте;

- умеренно громко.

а) изолированно, длительно: А______, У_____, О_______, Ы_______, Ы______, Э_____

б) произнесение двух гласных на одном выдохе: а – эо – уу – ыэ – и и т.д.

в) произнесение трёх гласных на одном выдохе: а – э - оо – у - иу – ы - иэ – и - а

г) произнесение четырёх гласных на одном выдохе: а – э – о - уо – у – а - иу – ы – и -ээ – и – ы - а и т.д.

  1. Произнесение слогов и слов (на одном выдохе):

- беззвучно с утрированной артикуляцией;

- на шёпоте;

- умеренно громко.

Слоги и слова подбираются на определённый согласный звук. Например, на [П]:

па – по –пу – пы – пэ; ап – оп – уп – ып – эп;

пап – поп – пуп – пып – пэп; пат – пот – пут – пыт – пэт;

топ – тап – туп – тэп – тып; кап – коп – куп – куп – кэп;

пол – пул – пыл – пал – пел и т.д.

пук

Пух

пуф

пуща

путь

пушок

пот

пост

порт

пояс

почка

почта

пан

пар

пал

палка

парта

паста

3. Произнесение чистоговорок, пословиц, поговорок, скороговорок:

- беззвучно с утрированной артикуляцией;

- на шёпоте;

- умеренно громко.

Подобным же образом подбирается речевой материал на все согласные звуки русского языка.

(Речевой материал, в том числе: чистоговорки, пословицы, скороговорки на все звуки можно найти в разделах нашего сайта:«Постановка и автоматизация звуков», «Учимся говорить правильно», «Комплексная работа над речью», «Речевые игры для детей», «Логопедические скороговорки», «Загадки и скороговорки от Карельской Е.Г.»).

Дыхательная гимнастика может быть:

- статическая

- динамическая

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Не переутомлять ребёнка и строго дозировать количество и темп проводимых упражнений.

  2. Следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом.

  3. Ребёнок не должен напрягать плечи, шею, руки.

  4. Ребёнка надо учить ощущать работу (движение) диафрагмы, межрёберных мышц, мышц нижней части живота.

  5. Все движения ребёнок производит плавно, под счёт, в проветренном помещении.

  6. Заниматься надо либо до еды, либо через час-полтора после.

Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями.

Цель статических упражнений: выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнерёберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлинённого выдоха.

Это может быть:

- дутьё на ватные шарики, на воду, на пушистые одуванчики и проч.;

- надувание мыльных пузырей, воздушных шариков;

- игра на детских музыкальных инструментах (дудочка, свирель, свистулька, губная гармошка и проч.)

Чередование носового и ротового дыхания:

- вдох носом, выдох через рот;

- вдох ртом, выдох через рот.

(Подробно в разделе сайта «Виды речевых нарушений» статья «Ринолалия»).

Динамическая дыхательная гимнастика связана с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног, туловища и включает в себя элементы лечебной физкультуры. Начинается гимнастика с ходьбы, затем идут упражнения основного комплекса. Все сразу брать нецелесообразно, начните с одного-двух, и очень постепенно увеличивайте нагрузку. Следите за дыханием: вдох – носом, выдох ртом через округлённые и сближенные губы.

Например:

  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх – вдох, опустить руки вдоль туловища – выдох.

  2. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок - вдох, опустить руки вниз – выдох.

  3. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением правой руки в сторону – вдох, исходное положение – выдох. То же самое – в левую сторону.

  4. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки скользят при этом вдоль туловища до подмышечной впадины – вдох, исходное положение – выдох. Во время выдоха длительно произносятся звуки: С___, З___, Ф___, В___, Ш___, Ж____; сочетания звуков: ПФ____, ПШ____ .

  5. Исходное положение – стоя, ноги вместе, голова прямо. Вдох. Плавное, медленное нагибание головы попеременно к левому плечу (выдох), И.П. (вдох), наклон правому плечу (выдох).

  6. Исходное положение – стоя, ноги вместе, голова прямо. Плавное, медленное нагибание головы назад – вдох и вперёд - выдох.

  7. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх - вдох, присесть, обхватить руками колени и произнести « УХ», «УФ» - выдох.

  8. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой, пальцы переплести - вдох. Наклон туловища вперёд («дровосек») с произнесением на выдохе: «УХ!».

  9. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх –вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных (с, з, ш, ж, щ, в, ф), или гласных (а, у, о. и, э), а также слогов УХ, УФ.

  10. Исходное положение – стоя, ноги вместе, поза «боксёра» - вдох. Движение одной рукой вперёд и произнесение звука Ж - выдох. То же самое – другой рукой.

  11. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки медленно поднять через стороны вверх, хлопок – вдох; опустить руки через стороны вниз с произнесением на выдохе: ах, ох, ух.

  12. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки на поясе. Вдох. Попеременные выпады ногами (левой, затем правой) вперёд с одновременны разведением обеих рук в стороны (выдох).

  13. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вдох. Попеременно поднимать левую и правую ноги. Производя при этом хлопки под коленом (выдох).

  14. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вдох. Приседание с одновременным вытягиванием рук вперёд (выдох).

Больше всего дети любят упражнения с мячами. Для гимнастики подойдут любые. Мяч можно подбрасывать вверх и одновременно произносить какие-то звуки, слоги или слова. Можно приседать с мячом и одновременно произносить отрабатываемые звуки, слоги, слова.

Для дошкольников заниматься академическими упражнениями лечебной гимнастики бывает порой скучно, поэтому можно включить речевое сопровождение и устроить целые мини-спектакли с движениями. Как? Смотрите наш раздел «Развитие общей моторики. Подвижные игры».

5. Работа над звуками.


Итак, голос вызван, дыхание через рот и через нос восстановлено, звуки появились, но их надо научиться произносить правильно. Естественно, постановкой звуков у ринолалика, дизартрика или ребёнка, прооперированного по поводу папилломатоза или стеноза гортани, должен заниматься логопед. По крайней мере, 2-3 занятия в неделю просто необходимы! Да и дома нужно закреплять результаты. И так - в течение нескольких лет. Да, да, лет. С подобными диагнозами процесс реабилитации затягивается на годы. В помощь родителям на нашем сайте разделы: «Постановка и автоматизация звуков», «Виды речевых нарушений», «Комплексная работа над речью».

Удачи!

Автор статьи: учитель-логопед высшей категории Карельская Елена Германовна.