Поиск по сайту
Главная ! Виды речевых нарушений и их коррекция ! Общее недоразвитие речи

Новое на сайте

Самые читаемые



Общее недоразвитие речи

ОпределениеОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.

Пояснение для родителей: ОНР может быть у детей с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, афазией). ОНР бывает четырёх уровней. Самый тяжёлый – первый, это лепетная речь: «Ля би каля» (Оля на машине ехала) в четыре-пять лет. До трех-четырёх лет при отсутствии речи говорят о задержке речевого развития (ЗРР).

Итак, что свидетельствует об ОНР у ребёнка, т.е. о системном нарушении речевой деятельности?

Ведущий признакпозднее появление речи. Первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5-ти годам.

Основные признаки:

- нарушение звукопроизношения, речь малопонятная для окружающих;

- нарушение фонематического слуха (слуха на звуки речи);

- бедный активный словарь, не отвечающий возрастным нормам;

- аграмматичная, недостаточно фонетически оформленная фразовая речь;

- большие трудности в составлении устных рассказов;

- дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения)

Сопутствующие нарушения:

- неустойчивое внимание;

- слабая память;

- ограниченные возможности развития познавательной деятельности;

- нарушение словесно-логического мышления;

- трудности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением;

- отставание в развитии двигательной сферы (плохая координация движений, переключаемость, скорость и т.д.)

Всё это родители могут наблюдать у своего ребёнка. И если возле большинства из вышеперечисленных признаков и сопутствующих нарушений они поставили знак +, стало быть, необходимо вместе с ребёнком посетить логопеда.

Самую действенную помощь ребёнок с ОНР может получить в специализированном детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Там с ним будут заниматься на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях учителя-логопеды, психологи и прочие специалисты. В кабинете логопеда малыш сможет восполнить недостатки в своём речевом развитии, он получит навыки общения, расширит кругозор. Психолог поможет справиться с поведенческими и психологическими проблемами, поспособствует полноценному становлению личности.

Помимо этих специалистов, в детских садах компенсирующего вида работают музыкальные руководители, инструкторы физкультуры, воспитатели. Они также вносят свою ощутимую лепту в коррекционный процесс, который строится на основании специальных программ, учитывающих потребности данного типа дошкольного образовательного учреждения. ДОУ могут разрабатывать и свои программы, с учётом контингента детей. Со всеми этими программами родители могут познакомиться на сайтах образовательных учреждений. Посещать такие ДОУ дети с ЗРР и ОНР могут начиная с 2-3-х лет.


В сады компенсирующего вида могут попасть дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и получившие путёвку в отделе образования города (района).


Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории.


Похожие материалы:
Развитие речи у детей в первые месяцы жизни.
Развитие речи у детей в первые месяцы жизни. Родители всегда надеются, что их ребенок будет умненьким и говорливым. Но для...
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) Определение:Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов...
ПОСТАНОВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Щ] В РЕЧИ
Постановка и закрепление звука [Щ] в речи. 1.У ребёнка нет звука [Щ], или звук [Щ] он произносит неправильно? Звук [Щ] ребёнок...
Обследование речи детей
Дорогие коллеги и начинающие логопеды! В данном разделе вы сможете бесплатно скачать и распечатать речевые картыдля...