Обследование речи детей старшей логопедической группы" (2-3 уровень ОНР)
Исследование поведения и эмоциональной сферы
- Особенности коммуникативной сферы (сразу вступил в контакт, избирательно, проявляет негативизм)______________________________________________________
- Адекватность эмоциональных реакций_____________________________
- Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональной стабильности)______________________________________
__________________________________________________________________
- Личностные черты (нужное подчеркнуть) – негативизм, немотивированное упрямство, двигательное беспокойство, раздражительность, возбудимость, агрессивность, конфликтность, склонность к аффектам, робость, болезненное фантазирование, эмоциональная неустойчивость, утомляемость, истощаемость, застреваемость, подчиняемость, обидчивость, впечатлительность, тревожность, ранимость, вялость, моторная неловкость, пассивность, заторможенность, плаксивость, капризность, демонстративность, замкнутость, стремление к одиночеству_______________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия
Дифференциация контрастного звучание нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна)________________________________________________________________________
Определение направления звука__________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма_____________________________________________
_ _ + + _ + + _ + + _ _
2. Исследование зрительного восприятия:
- различение цвета, умение соотносить цвета (показать предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапкам – шарфики):
Красный_____________ желтый_____________
Синий_______________ зеленый____________
Белый_______________ черный_____________
- восприятие формы (показать геометрические фигуры и формы)
Круг________________ квадрат_____________
Овал________________ треугольник_________
Шар_________________
3. Исследование восприятие пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Ориентировка в пространстве:
Показать предметы, которые находятся
Вверху________________ впереди______________
Внизу________________ сзади________________
Ориентировка в схеме собственного тела: показать
Левую руку____________ правую руку__________
Правую ногу___________ левую ногу___________
Складывание картинки из частей:
(2-4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)
____________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу:
«Стульчик» из 4 палочек_______________________________________________________
«Лесенка» из 5 палочек________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, послеоперационный рубец, нормальные)____________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, плохие)_______________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)_________________________________________________________________
Твердое небо (высокое, узкое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)________________________________________________________________________
Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)_____
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка, нормальный)____________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движения, темп, активность, координация движений________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
Попрыгай на двух ногах_____________________________
Прыгнуть в длину с места____________________________
Топать ногами, хлопать руками одновременно__________
Бросить мяч от груди________________________________
Поймать мяч_______________________________________
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии)__________________________________________
_____________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движении:
Поочередно сложить в кольцо пальцы
На левой руке_______________ на правой руке_________________
Кинетическая основа движений:
Поочередно сгибать и разгибать пальцы («Посчитай пальчики»)
Правая рука________________ левая рука_____________________
Навыки работы с карандашом:
Умение держать карандаш______________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры: (наличие или отсутствие движений, точность выполнение, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок)_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
Закрыть правый глаз__________ левый глаз________________
Поднять брови_______________ нахмурить брови__________
Надуть щеки_________________ наморщить нос____________
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок__________________________
_____________________________________________________________________________
4. Состояние артикуляционной моторики: (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка, переключение движений, тремор)_________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Движение нижней челюсти
«Окошко»_________________
Подвигать нижней челюстью вправо-влево______________________
Движение губ: «Улыбка»_____________ «Трубочка»____________
Движение языком: «Лопатка»_________ «Жало»_______________
«Качели»__________ «Часики»______________
Движение мягкого неба: широко открыть рот и зевнуть______________________________
Движение щек: «Надуй щеки»__________
Речевое развитие
Голос______________ Высота_____________ Внятность________________
Наличие носового оттенка___________________________________________
Наличие запинок_________________________ заикания__________________
Его форма_______________________________ степень заикания___________
Исследование состояния импрессивной речи
- Пассивный словарь:
Понимание существительных (показать на картинках предметы, объекты, части предметов и объектов)
Кукла - рука –
Машинка - колесо –
Рубашка - стул –
Платье - цветок –
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию)
Игрушки - одежда –
Обувь - посуда –
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
Девочка сидит_________ стоит___________ лежит____________
Мальчик ест___________пьет_____________читает____________рисует__________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам)
Большая чашка________ маленькая чашка______________
Красный шар__________ желтый шар________________синий шар_______________
Зеленый шар___________круглый торт_______________квадратный торт__________
- Понимание различных форм словоизменения:
Дифференциация ед.ч. и мн.ч. существительных (по картинкам):
Дом – дома________ кот - коты__________ кукла – куклы__________
Груша – груши_______________ ведро – ведра____________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
В_________ НА__________У___________ПОД___________ЗА
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
Стол – столик__________ машина – машинка___________ ведро – ведрышко________
Дифференциация форм ед. и мн. числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
Кошка сидит________ кошки сидят____________
Слон идет__________слоны идут______________
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать картинки):
Девочка наливает воду в чашку_____________выливает воду из чашки_____________
Поливает цветы из лейки__________________
- Понимание отдельных предложений и связной речи.
Понимание предложений (показать картинку):
Девочка поздравляет мальчика_______________________________________________
Мальчик поздравляет девочку________________________________________________
Понимание текста сказки «Репка»:
Назови сказку?________________Назови героев?________________________________
Что они делают?___________________________Зачем?___________________________
- Состояние фонематического восприятия.
Дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении (показать картинки):
Кот – кит___________ дом – дым________________
Уточка – удочка_______________киска – миска_________________
Исследование состояние экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Активный словарь.
Имена существительные: назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
Игрушки __________________________ посуда______________________________
Одежда_____________________________ обувь_______________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
Ноги - спинка стула –
Руки - сиденье стула –
Глаза - кузов машины –
Уши - колеса машины –
Назвать одним словом (обобщить):
Мяч, кукла, машинка _______________________
Рубашка, платье, шорты_____________________
Туфли, ботинки, тапки_______________________
Глаголы:
Ответить на вопрос:
Что делает мальчик? (Ест)______________________________________________
Что делает девочка? (Спит)_____________________________________________
Что делают дети? (Играют) _____________________________________________
Что делает птица? (Летит) ______________________________________________
Что делают рыбки? (Плавают)____________________________________________
Что делают машины? (Едут)_______________________________________________
Имена прилагательные: назови цвета
Красный__________________ синий__________________
Зеленый___________________желтый________________
Белый_____________________черный_________________
Назови форму (с опорой на картинку)
Мяч какой? (круглый)______________ платок какой? (квадратный)________________
- Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в Им.п. ед. и мн. Числа (образовать по аналогии):
«1 – много»
Стол – столы___________кот - ______________ дом - _______________
Кукла - _______________ рука - _____________ окно - ______________
Употребление существительных в косвенных падежах:
Что есть у мальчика? (мяч)_______________________________________
Чего нет у мальчика? (мяча)______________________________________
Кому мальчик дает мяч? (девочке)_________________________________
Что ты видишь на картинке? (мальчика)____________________________
Чем рисует девочка? (карандашом)_________________________________
О ком думает кошка? (о мышке)___________________________________
Образование существительных множ. числа в Р.п. (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)
Шаров -_____________ключей -_____________ берез - ____________ ложек - ________
Окон - ______________
Согласование прилагательных с существительными ед.ч. (назвать по картинке):
Красный мяч __________ синяя шапка____________ желтое ведро______________
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
Где стоит ваза? (на столе)____________________________________
Где лежат фрукты? (в корзине)_______________________________
У кого мяч? (у девочки)_____________________________________
Где сидит кот? (под столом)__________________________________
Где спрятался кот? (за…)_____________________________________
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам): «Скажи ласково»
Стол – столик____________ чашка – чашечка_________________
Ведро – ведерочко________________________________________
Образование названий детенышей животных:
У кошки___________ у лисы_____________ у утки____________ у гуся__________
- Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений (с опорой на картинки).
Котенок.
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Исследование фонетической стороны речи:
Исследование звуко-слоговой структуры слов: (повторить с опорой на наглядность)
Кот____________ вода_______________ мост____________ стол____________
Спина__________банка______________ капуста___________помидоры___________
Состояние звукопроизношения( отсутствие, замены, возможные искажения, назализованность ротовых и назализованность носовых звуков):
Гласные А___ У____ О_____ И______ Э_______
Согласные Б_________Бь__________П_________Пь___________
М________Мь_______В___________Вь_________Ф___________Фь___________
Д________Дь________Т___________Ть_________К____________Кь___________
Г________Гь_________Х__________Хь_________Й____________
С__________________Сь_________________З_________________Зь____________
Ц__________________Ч__________________Ш________________Щ_____________
Ж__________________Л__________________Ль___________________
Р___________________Рь___________________
- Состояние дыхательной и голосовой функции.
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)
Продолжительность речевого выдоха_______________________________________
Сила голоса_____________________________________________________________
Модуляция голоса________________________________________________________
- Особенности динамической стороны речи:
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_______________________________
Ритм (правильный, дисритмия)_____________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________________________________
Употребление основных видов интонаций___________________________________
- Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Ба – па________ Па – ба__________
Га – ка_________ка – га___________
Да – та ________та – да___________
Ма – ба________ба – ма___________
На – ня________ня – на___________
Покажи нужную картинку:
Дочка – точка_________ бочка – почка____________
Гости – кости__________гора – кора______________
Миска – мишка________ложки – рожки___________
Инструкция:
Хлопни, когда услышишь слово ГРУША
Гйуфа, груфа, глуса, груша, глюса
Хлопни, когда услышишь слово ШАПКА
Фапка, хапка, сяпка, шапка, сапка
Логопедическое заключение (4 года)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Логопед