Дислексия
С дислексией, точнее – с её проявлениями сталкивался каждый. У кого-то в семье сын, брат, дочь и так далее, долго не могли освоить технику чтения: называли последовательно буквы, а сложить их в слова не умели, или читали задом-наперёд (справа-налево). Вариантов стойких трудностей и ошибок при освоении грамоты – множество, вот их и объёдиняют под общим названием – дислексия.
1.Научное определение дислексии
С точки зрения педагогической науки, дислексия, это – «частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
У медиков и психологов определение дислексии звучит так: «Состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития».
Основным нарушением при дислексии является стойкая неспособность овладеть как слогослиянием (слоговым чтением), так и автоматизированным чтением целыми словами. Это очень часто сопровождается недостаточным пониманием или полным непониманием прочитанного.
2. Что лежит в основе дислексии?
В основе дислексии лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис освоения навыков чтения. Другими словами, причины такого состояния надо искать в коре головного мозга. Диагностировать дислексию со 100% точностью неврологи смогли только с появлением так называемого функционального магнитно-резонансного анализатора (МРА), который позволяет видеть, какие части мозга наиболее активно работают в процессе чтения. С помощью МРА медики смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три базовые зоны в левом полушарии:
- зона, отвечающая за появление звуков речи (зона - «инициатор звуков»). Она отвечает за проговаривание звуков вслух (или про себя) и за распознавание определенных фонем, которые входят в состав слова.
- зона, анализирующая графические символы - буквы (зона - «анализатор»). Она объединяет графемы в слоги и связывает их с буквенными обозначениями.
- зона – дешифратор, улавливающая смысл и содержание языковой единиц - слова (зона - «автоматический смысловой определитель»). Она концентрирует в себе определенную сумму знаний, что позволяет визуально распознавать знакомое слово.
Для успешного овладения чтением все эти три зоны должны действовать одновременно.
Любопытно, что ребёнок, который только-только начинает осваивать послоговое чтение, полагается, в основном, на первую и вторую зоны. А вот если «продвинутые» родители учили своё чадо чтению целыми словами, основная нагрузка идёт на третью зону. Но, если у ребёнка нет нарушений по типу дислексии, и в том и в другом случае овладение чтением идёт успешно и затруднений с чтением не возникает.
А вот у малышей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первой и второй зоной. У них возникают трудности при переходе от проговаривания звукового состава слова к улавливанию его смысла. Поэтому каждое слово они читают по слогам, но не узнают его. Поскольку распознавание слов у таких детей затруднено, то и темп чтения бывает крайне низким. Тяжелее всего, как ни странно, детям-дислексикам даются самые короткие слова (союзы, предлоги). Эти слова-коротышки имеют смысл только в контексте, их нельзя «пощупать» и представить образно. Поэтому при чтении они могут вообще пропускаться.
3. «Словесная слепота»
Надо сразу отметить, что у детей, страдающих дислексией нет органических нарушений слухового и зрительного анализаторов (центрального и периферического); у них присутствуют все возможности для реализации учебных запросов (они получают оптимальные условия для обучения). Условия есть, а освоить технику чтения в установленные сроки и в должном объёме они не могут! Вот такой парадокс. Этот недуг ещё называют «словесной слепотой», а наши прабабушки давали этому явлению ещё более убийственное определение: «Смотрит в книгу, а видит фигу». Грубо, конечно, но, по сути, – абсолютно верно!
Существует ещё алексия - полная неспособность или потеря способности к овладению процессами чтения. Полная неспособность к чтению чаще всего – врождённая, потеря же способности к чтению наблюдается после травм головного мозга и при так называемой афазии.
И родителям, и педагогам надо чётко разграничивать два состояния: дислексию и трудности в овладении чтением. Последние могут быть вызваны умственной отсталостью, синдромом раннего детского аутизма (РДА), нарушением зрения и слуха. В этом случае дислексия будет являться вторичными (неспецифическим) нарушением на фоне умственной отсталости, РДА и т.д.
4. Формы дислексии.
В зависимости от того, какие отделы в коре головного мозга «выбиты» из работы, выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.
Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием фонематического слуха (слуха на отдельные звуки языка). В её основе лежит нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Семантическая дислексия (семантика - смысл) - дислексия, вызванная нарушением понимания прочитанных слов, предложений, текстов при технически правильном чтении.
Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. При такой дислексии страдает понимание и освоение грамматических форм (категории рода, числа; временные форма глаголов; падежные и личностные окончания слов и т.д.)
Мнестическая дислексия - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Оптическая дислексия - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения графических символов; в смешении букв, сходных по графическим образам, а также в их взаимозаменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.
Тактильная (осязательная) дислексия наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
5. Что может привести к дислексии?
Есть много факторов, способствующих появлению этого недуга. Это:
- патология беременности;
- родовые и послеродовые травмы;
- нарушение общей моторики;
- нарушения тонкой моторики рук;
- наследственная предрасположенность;
- минимальная мозговая дисфункция;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- детский церебральный паралич;
- задержка психического развития;
- задержка речевого развития.
Заслуживает внимания открытие, представленное на заседании Американского общества генетики человека. Оно подтверждает гипотезу о том, что дислексия у ребёнка - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга. На сегодняшний день ученым удалось вычленить, по крайней мере, четверть ответственных за дислексию генов, что уже дает возможность создания средств генетической диагностики заболевания. На протяжении ряда лет учёные наблюдают особую, врожденную форму дислексии. Она проявляется в качественной незрелости определённых зон головного мозга.
6. Речевая симптоматика дислексии.
Для ребёнка – дислексика наиболее характерна следующая речевая симптоматика:
Замены и смешения фонетически близких звуков при чтении (звонких - глухих, твёрдых – мягких, свистящих-шипящих), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а, б-д и др.).
Побуквенное чтение. Затруднение при слиянии звуков в слоги и слова. Буквы называются поочередно, причём даётся не их звуковой образ, а их названия: «тэ», «пэ», «эм», «ша», «же».
Искажение звуко-слоговой структуры слова. При чтении это проявляется в пропусках гласных и согласных при их стечении в слове; при отсутствии стечения; добавление, перестановка звуков; перестановках слогов.
Нарушение понимания прочитанного, что проявляется на уровне понимания как отдельного слова, так и предложения и текста в целом. При этом техника чтения может быть очень высокой.
Аграмматизмы при чтении. Отмечаются искажения падежных окончаний; не соблюдаются согласования существительного и прилагательного в роде, числе, падеже; не учитываются окончаний глаголов по лицам, числам и временам и др.
Нарушения звукопроизношения. Очень часто дислексии предшествуют дислалия, дизартрия или общее недоразвитие речи (ОНР).
Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.
Трудности в запоминании ряда слов, стихов, отрывков текста.
Затруднения в составлении рассказа по картинке (по серии картинок).
7. Неречевая симптоматика дислексии.
Из неречевой симптоматики у ребёнка отмечаются:
Трудности ориентировки в пространстве: затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.
Неточность определения формы, величины. Это проявляется в несформированности оптико-пространственных представлений при рисовании, лепке; при составлении целого из частей; при конструировании; в неспособности воспроизвести заданный предмет по описанию или представлению.
Левшество, амбидекстрия.
Путаница при назывании порядка следования времён года, дней недели, цифрового ряда.
Невозможность отхлопать ритм или правильно повторить серии ударов по столу карандашом с длинными и короткими интервалами.
Невозможность научиться застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.
8. На что следует обратить внимание родителей?
Существует такое понятие, как профилактика дисграфии. Она подразумевает своевременную помощь ребёнку, имеющему предпосылки к дислалии (см. все вышеперечисленные речевые и неречевые симптомы). Если что-то имеет место быть, надо незамедлительно обращаться на логопункты детских садов, вставать на очередь в компенсирующие детские сады, приоритетным направлением в работе которых является коррекция речевых нарушений. И не откладывать эти обращения на последний год перед школой (в этом случае помочь ребёнку будет крайне сложно!). Идеальным вариантом будет профилактическая работа с 2-хлетнего возраста. Как проводить эту работу в домашних условиях, родители узнают из статей в разделах нашего сайта:
«Мы учимся говорить» (дети от 1 года до 3 лет);
«Учимся говорить правильно» (дети от 3 до 5 лет);
«Готовимся к школе» (дети от 5 до 7 лет)
Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории.