Возрастные нормы развития ребенка

Многие родители на приёме у логопеда и психолога спрашивают, что считается нормой в развитии ребёнка от рождения и до года? Мамы и папы сетуют, что если бы эти нормы были им известны, то в воспитании и обучении детей они бы не допускали столько ошибок и не затягивали бы с визитами к врачам (психоневрологу, отоларингологу, окулисту, эндокринологу, генетику) и специалистам (логопеду, психологу).

Вот, чтобы отговорок и ссылок на незнание у родителей не было, печатаю те самые общепризнанные НОРМЫ.

1 месяц. Ребёнок прекращает плакать (либо характер плача существенно меняется), когда слышит голос взрослого: дитя начинает прислушиваться. Это так называемое слуховое сосредоточение. Кроме того, малютке очень нравится следить за движениями артикуляционного аппарата взрослого: ротовое внимание при общении. Так начинается настройка на восприятие и на произнесении (в последующем) звуков родного языка.

2 месяца. Во время бодрствования в ответ на обращённую к нему речь ребёнок начинает весело дрыгать ручками и ножками, улыбаться: налицо комплекс оживления при общении. Когда взрослый протягивает руки над колыбелькой или коляской, делает всем тельцем попытки податься вперёд, надеясь, что его возьмут на руки. Появляется гуление: звуки типа «гы», «ы-ы-ы-…», «а – а - …» и т.д. Удерживает некоторое время голову, лёжа на животике.

3 месяца: Проявляет живой интерес к игрушкам-погремушкам, тянется за ними. Под контролем зрения старается направить руку к предмету и схватить его. С интересом следит за движениями собственных рук, играет ими. С интересом разглядывает игрушки, яркие предметы, следит за ними глазами (зрительное сосредоточение). Гуление ярко выражено и эмоционально окрашено. Хорошо держит голову.

4 месяца. Привлекает к себе внимание с помощью звуков (гуления), модулирует голосовые «рулады»: они могут быть радостными, жалостливыми, сердитыми (ориентировочная реакция на общение), после чего идёт комплекс оживления в ответ на обращение (реакцию) взрослого. Лёжа на животике и опираясь на согнутые под прямым углом предплечья, дитё уверенно держит голову; поворачивается на бок, тянется за игрушками, захватывает их. Норовит захватить любые близко расположенные предметы, водит по ним руками (реакция активного осязания), рассматривая одновременно и предметы, и собственные руки. Часто направляет свои руки (кулачки) в рот. Контроль за движениями собственных рук и ног совершенствуется. Во время бодрствования тянет, хватает игрушки, бросает их, любит слушать мелодии музыкального модуля над кроваткой, следит глазами за движущимися игрушками (зрительное сосредоточение). Поворачивает голову в сторону звука (локализует звук в пространстве.) С интересом прислушивается к голосам, к звукам окружающего мира, очень доволен и внимателен, когда с ним разговаривают (слуховое сосредоточение). В ответ на обращение начинает интонировать собственное гуление, дополняет его выразительными жестами и мимикой.

5 месяцевОриентировочная реакция на общение может смениться оживлением или страхом (при общении с незнакомым человеком). Лёжа на животе, уверенно опирается на вытянутые руки и подолгу удерживает в этом положении приподнятую голову. Лёжа на спине или на боку, хватает игрушки одновременно двумя руками, ударяет одной игрушкой о другую, бросает игрушки. Контроль зрения за движением рук и ног совершенствуется. Трясёт погремушку, извлекая из неё звук. Если игрушка в руках у взрослого, свободно переводит взгляд с неё на лицо собеседника, заинтересованно тянется за игрушкой, старается выхватить её из рук взрослого, проявляет недовольство, если это не удаётся. Во время игр активно гулит, выражает с помощью звуков свою радость от общения со взрослым, но может и сердиться, и соответственно интонировать своё гуление. Лёжа в кроватке или манеже, малыш тотчас поворачивается всем телом на голос мамы или на заинтересовавший его звук. Начинает различать голоса близких людей. При появлении мамы, или, услышав её голос, оживляется; если мама уходит – проявляет беспокойство, старается голосом привлечь её внимание. Все движущиеся предметы вызывают неподдельный интерес, особенно любит наблюдать за людьми и домашними животными.

6 месяцев. Прежде чем вступить с кем-то в контакт, внимательно рассматривает собеседника, может отличить «своих» от «чужих». Реакция соответствующая: радостное гуление, пускание «пузырей» от удовольствия – при общении со «своими», и сердитое выражение лица при виде «чужих». Ребёнок также избирателен в установлении игрового контакт со взрослыми, с ходу вычисляет неискренность и фальшь в голосе собеседника. Пытается самостоятельно садиться, начинает ползать, поворачивается с живота на спину. Перекладывает игрушку из одной руки в другую, шлёпает рукой по игрушке, гладит её, по просьбе взрослого может протянуть игрушку. Начинает проявлять самостоятельность: кладёт ложку в чашку, кубик в коробку, подолгу занимается с игрушками. С удовольствием слушает мелодичные звуки, издаваемые игрушками, вслушивается в пение и интонацию взрослых, пробует «зеркалить»: поёт гласные звуки, подстраиваясь под интонацию взрослого. Безошибочно узнаёт маму не только по голосу, но и по звуку шагов. Начинает лепетать, издавая характерные звукосочетания: «дя», «кы», «гы», «а-дя» и т.д. Оборачивается, когда его окликают по имени, ищет глазами маму, если услышит: «Где мама?»

7 месяцев. Сидит самостоятельно, опираясь на руки, ползает на животе, быстро переворачивается с живота на спину, со спины на живот, пробует встать на четвереньки, когда это ему удаётся, начинает раскачиваться взад и вперёд. С удовольствием занимается игрушками в периоды бодрствования, перекладывает их из одной руки в другую, берёт в каждую руку по игрушке, начинает стучать, бросать. Свои игры сопровождает активным лепетом. Различает домочадцев по голосу и по внешнему виду. Активно тянет ручки, манит рукой: пригласительный жест к общению. Заглядывает в глаза собеседника, устанавливая зрительный контакт «глаза в глаза», старается таким образом привлечь к себе внимание. Своё недовольство выражает бурно и эмоционально, пытается с помощью крика манипулировать взрослыми.

8 месяцев. Постоянно проявляет инициативу, может самостоятельно устанавливать игровой контакт со взрослыми: протягивает игрушку, манит ручками. Лепет, улыбка и жест становятся для малыша осознанными средствами коммуникации. Всё чаще и охотней он встаёт в позу «на четвереньки», ползает, проявляет познавательный интерес к окружающему миру: тянет в рот всё, что попадается под руки, открывает и закрывает дверцы мебели, норовит куда-то залезть, спрятаться. Манипулирует одновременно двумя-тремя предметами, прилаживая один к другому, вкладывает мелкие предметы в различные ёмкости и контейнеры. У ребёнка развивается единое поле зрения и действия: глаза направляют движения руки, координируют их. С помощью лепета пытается выразить свои желания, звукосочетания выстраиваются в подобие фразы: «А-а-а ди дя», «Ы-ы-ы кы» и т.д. С удовольствием гримасничает вместе со взрослыми: показывает язык, зубы, фыркает губами, вытягивает их вперёд «трубочкой», зажмуривает глаза. Зеркалит движения мамы или папы: машет ручкой, манит, закрывает ладошками глаза, кивает головкой, хлопает в ладошки. Обожает играть в прятки с платком, искать спрятанную игрушку и вообще вступать в игровой контакт с окружающими. Знает, как его зовут и поворачивает голову, когда его окликают по имени.

9 месяцев. Различные эмоции: радость, гнев, испуг, негодование, страх проявляет очень непосредственно, с помощью жестов, мимики, голоса; особенно хорошо это видно при общении с мамой. Встаёт в кроватке и в манеже, ухватившись за опору, переступает по периметру кроватки, пританцовывает, услышав музыку. Совершенствуются движения тонкой моторики рук: может брать мелкие предметы двумя пальцами, норовит засунуть указательный палец в любое отверстие. Ползание доводит до совершенства, передвигается на четвереньках с хорошей скоростью, успевая при этом что-то схватить, открыть, опрокинуть. Повторяет ряд слогов: «па-па-па», «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ди-ди-ди».

10 месяцев. Голосом сигнализирует о своих биологических нуждах. Может с помощью различных звукосочетаний общаться к взрослыми, вести своеобразные «диалоги». Понимает название многих предметов, может выполнить различные инструкции: «брынькать» на губах, играть в ладушки, махать ручками, как птичка и т.д.. Уверенно стоит, ходит, держась за руку взрослого, или опираясь на что-то. Любит играть в песочнице: пересыпать, лепить, рыть. Вполне по силам выполнить по подражанию простейшие артикуляционные упражнения: показать язык, поцокать языком, пошлёпать губами, пофыркать, как лошадка.

11 месяцев. Совершенствует звукопроизношение, ребёнок уже может произнести первые слова: «мама», «папа», «баба», «Дай!» и понимает значение некоторых слов. По просьбе родных показывает носик, ротик, глазки и т.д. В двигательной сфере большой прогресс: делает несколько шагов без опоры. Может удержать в руке ложку, поильник, перелистывает страницы книг, нажимает на кнопки звучащих игрушек. В этом возрасте ребёнок с интересом относится не только к пению, но к движению под музыку, выполняет забавные «па» ногами, машет ручками, крутит попкой.

Малыш на практике узнаёт не только физические свойства предметов, но и их назначение: гребешком расчёсывает волосы, подносит к ноге ботинок, пытается надеть на голову шапку. У ребёнка появляется уверенность в собственных силах, поэтому он может отвести в сторону помогающую ему руку взрослого, как бы говоря: «Я сам!». Необходимо поощрять малыша за активность и самостоятельность, как в игре, так и в повседневной жизни, целенаправленно расширять диапазон его знаний и умений. Очень важно обучать малыша цветоразличению, для этого взрослый называет не только сам предмет, но и говорит о его цвете.

12 месяцев. В словарном запасе может быть с десяток слов, малыш активно их использует, подолгу лепечет. Начинает проявлять упрямств, появляется дух противоречия: «Неть!» (нет), «И бу» (не буду). Может самостоятельно пить из чашки, управляться ложкой. Любит играть в компании сверстников. Ходит уже без поддержки, самостоятельно приседает, встаёт. Любимые занятия: открывать и закрывать коробки, ящики, стучать по пустой посуде, вкладывать мелкие предметы в ёмкости большего размера. Из игрушек предпочтения самые разные: собирает пирамидки, возит на верёвочке машинку, бросает мячик. Завладев карандашом или фломастером, может разрисовать всё подряд: книжки, мебель, стены. Понимает обращённую к нему простую речь, знает утвердительные жесты и слова: «Дя» (да), «Бу!» (Буду!) и кивок головой. Доступны простые звукоподражания: «мяу» (при виде кошки), «ав» (собачка), «би» (машина едет), «бах» (что-то упало). Умеет пользоваться горшком и с помощью звуков и лепетных слов говорит о своих потребностях.

Всё вышеперечисленные достижения первого года возможны при одном единственном условии: активном и действенном участии родителей в развитии и обучении ребёнка.

Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории