Как научить ребенка слышать звуки (профилактика дисграфии)
1.Что надо делать,чтобы у ребенка к школе появился фонематический слух?
Наш путь познания тесно связан с чувствами. Появившись на свет, ребёнок сразу же начинает использовать осязание, обоняние, вкус, зрение и слух для активного освоения окружающего мира. В дальнейшем малыш будет неуклонно совершенствовать каждое из этих чувств, научится использовать их с наибольшей пользой для себя. Возьмём, к примеру, слуховое восприятие. Оно необходимо для нормального психического развития ребёнка, для успешного овладения устной и письменной речью. Каким образом осуществлять развитие слухового восприятия ребёнка? Что надо делать, чтобы к школе у малыша появился так называемый ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (слух на отдельные звуки родного языка)? Эти вопросы родители задают логопеду наиболее часто...
2. Звуковые волны.
Звуки обрушиваются на новорождённого мощными волнами. Когда он был в мамином животике, околоплодные воды смягчали и приглушали всю эту какофонию. Зато теперь.… От испуга кроха разражается оглушительным плачем, и сам удивляется его звучанию: он и не думал, что может воспроизвести такое! Так начинается путь слухового восприятия звучащего мира маленьким человеком. Некоторые мамы и папы думают, что этот путь малыш способен преодолеть в одиночку, без их непосредственного участия. В этом и заключается их ошибка! И пожинать плоды подобной отстранённости родители будут в самое ближайшее время...
.
3. Почему ребенок меня не слышит? Может быть он глухой?
Нередко на приём к отоларингологу и сурдопедагогу приходят мамы с малышами 3-5 лет и примерно следующими жалобами: «Он (-а) меня не слышит! Я ему (ей) сто раз говорю одно и то же, а он (она) меня не понимает! Может быть он (она) глухой (-ая)?»
В ходе проверки выясняется, что со слухом у ребёнка всё в порядке. В чём же тогда дело? Подобная ситуация возможна, если:
• У ребёнка есть определённые трудности в концентрации слухового внимания. Он не может сосредоточиться и воспринять звуковую информацию. Проще говоря, у него, как говорят в народе, всё пролетает «мимо ушей». Тому, конечно же, есть причины. Подобные явления встречаются у малышей, которые растут в шумной домашней обстановке. Громкая музыка, постоянно работающий телевизор, разговоры взрослых на повышенных тонах, могут привести к подобной мнимой глухоте. Это своего рода защитная реакция. Не будь её, крохе грозили бы нервные срывы. А так, - отключился, и здоровье сохранил…
• У ребёнка не сформировано понимание звуковых образов слов. Иными словами, он не улавливает смысл высказываний. Просто слышит некий звуковой ряд, но не может соотнести его с конкретными предметами и явлениям действительности. Объяснений здесь может быть несколько. Вот самые основные:
Дефицит общения. Педагоги и психологи называют это педагогической запущенностью. Вот некогда было маме разговаривать с крохой: нескончаемые домашние дела, проблемы, работа, карьерный рост, да мало ли что ещё! В этом случае малыш растёт в речевом вакууме и постепенно превращается в Маугли городских джунглей. Как ни печально, но подобное явление можно наблюдать повсеместно.
В подобной ситуации только полноценное общение с малышом может исправить ситуацию, и, конечно, помощь логопеда и психолога. Но самое главное, повторяю, речевое общение с людьми: взрослыми и сверстниками!
Патологические (болезненные) процессы в центральной нервной системе ребёнка: внутриутробная интоксикация, родовые и постродовые травмы головного мозга, инфекционные заболевания и т.д. Всё это может привести к сенсорной алалии. Диагноз достаточно серьёзный, требующий незамедлительного вмешательства невропатолога, пихоневролога и логопеда. В одиночку с ним не справиться ни малышу, ни его родителям. Процесс реабилитации и коррекции этого заболевания может растянуться на долгие годы.
Несформированность фонематического слуха. Наличие фонематического слуха предполагает способность вычленять отдельные звуки из общего речевого потока и умение их различать друг от друга. Когда этого нет, человек не может на слух отличить близкие по звучанию слова типа: СУП-ЗУБ, ДОМ-ТОМ, ГНОМ-ГРОМ, КОН-КОНЬ, ЛУК-ЛЮК, КАСКА-КАШКА и т.д.
4. Масштаб разрушений фонематического слуха
Масштаб «разрушений» в слуховом восприятии звуков может быть самый разный. Порой ребёнок не различает только гласные звуки, или только глухие и звонкие согласные. Иногда – только твёрдые-мягкие, иногда свистящие-шипящие (С-Ш, З-Ж, Ц-Ч). Бывают случаи, когда ребёнок не в состоянии различить практически ни одного звука. Вот это уже настоящая беда! И если в дошкольном возрасте нарушение фонематического слуха выражается только в неполном понимании обращённой речи, то в школьном периоде это грозит не менее серьёзными проблемами: дисграфией (нарушением письменной речи) и дислексией (нарушением чтения). На письме у таких детей бывает столько ошибок, что учителя и родители просто хватаются за голову и приходят в ужас от их работ, - столько в них исправлений и нелепостей. Это и есть - ДИСГРАФИЯ. При ДИСЛЕКСИИ ребёнок либо совсем не может освоить технику чтения, либо осваивает её в таком медленном темпе, что надолго остаётся в числе неуспевающих учеников.
К сожалению, детей с этими диагнозами с каждым годом становится всё больше и больше. Причины, опять же, надо искать в заболеваниях центральной нервной системы, а ещё, - в наследственной предрасположенности, что выражается в отсутствии так называемой «врождённой грамотности» и невозможности обрести «чувство языка». Такой ребёнок не в состоянии уловить алгоритм фонетических, орфографических, грамматических и лексических правил языка.
Все эти проблемы тесно связаны со звукопроизношением. Его нарушение в детском возрасте впоследствии может привести к ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ. Но это не фатально! Если с ребёнком проводилась профилактическая работа в специализированном учреждении (на логопункте, в детском саду компенсирующего вида), последствия нарушения фонематического слуха можно свести к минимуму.
5. Как научить ребенка слушать звуки окружающего мира?
Повторюсь: не всё так уж безнадёжно. Фонематический слух, слуховое внимание можно и нужно развивать. А начинать надо с самого простого: с умения прислушиваться к окружающему нас миру. Этому поспособствуют, на первых этапах, самые обычные погремушки и игрушки. Если дитё мало, начните с того, что приучите его поворачивать головку на звучащий предмет, и когда ребёнок найдёт его глазами, ещё раз повторите звук. Малыш наверняка потянется за игрушкой и захочет самостоятельно извлечь звук. Предоставьте ему эту возможность. А сами при этом не забудьте сказать: « Ах, как славно гремит погремушка!»
Когда ребёнок подрастёт, надо будет обязательно научить его слушать улицу и лес, речку и море. Сидя в комнате, возле окна, предложите ему зажмурить глазки и перечислить все звуки, которые доносятся с улицы: шуршание шин по асфальту, стук каблучков, лай собаки, мяуканье кошки…. А в лесу ребёнок должен будет услышать щебетанье птиц, шум ветра в кронах деревьев, шелест листьев, стук дятла. Если кроха ещё не очень хорошо говорит, а словарный запас его мал, сами перечисляйте услышанные звуки и опишите их в самых поэтических красках!
В вашем доме наверняка есть бытовые приборы: холодильник, пылесос, кофемолка, чайник со свистком, фен и т.д. У каждого из них - свой голос. Может ли кроха их различать?
6. Играем со звуками.
Каждый предмет способен издавать звуки. Например, лист бумаги. Он лежит на столе в полной тишине….Но вот, сквозняком его сдуло со стола, и он с шуршанием упал на пол. Поднимите лист и потрясите им, звук станет ещё сильнее, превратится в шелест. А теперь разорвите лист пополам: малыш должен услышать звук рвущейся бумаги. Если взять ножницы и разрезать лист, звук получится совсем другой. А теперь сомните, скомкайте бумагу. И в этом случае ваши движения будут сопровождаться звуками. Вот что можно услышать, взяв самый обычный предмет! Проделывая все эти операции, не забудьте озвучивать свои действия. Предложите ребёнку всё это проделать самостоятельно. Пусть он убедится, что предмет начинает звучать и в его руках. Подобную игру можно устроить с любым предметом: спичечным коробком, карандашом, дощечкой.
Следующая игра разовьёт у ребёнка способность различать интенсивность звучания. Предложите малышу найти игрушку, ориентируясь на силу звука, например, барабана. Объясните, что чем ближе он будет подходить к спрятанной игрушке, тем барабан будет звучать громче, а чем дальше, тем звук барабанной дроби будет тише. Это напоминает игру «Холодно-горячо».
А теперь потренируемся в различении длительности звучания. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Сами возьмите дудочку или свисток. Малыш должен будет изобразить услышанный звук. Если тот прозвучит кратко, то и след от карандаша на бумаге получится коротеньким. Если же музыкальный пассаж будет длиться долго, то чёрточка, его обозначающая, должна получиться длинной-длинной!
Теперь позабавим малыша, да и сами повеселимся! Попробуем подражать голосам различных животных. Сможет ли кроха определить, кого Вы пытаетесь изобразить? А теперь поменяйтесь ролями!
Всем известна игра «Жмурки». Почему бы не использовать её, особенно если вы выехали целой компанией на природу. Это прекрасная возможность потренировать малыша в умении находить источник звука. Ну, а если такой возможности нет, да и в квартире тесно, «жмурки» можно модифицировать и отгадывать по звучанию самые разные предметы. Завяжите малышу глаза и попросите определить, какой музыкальный инструмент: бубен, дудочку, металлофон, барабан, губную гармошку и прочее, он услышит. А теперь пусть различит щелчок выключателя и пальцев, звон будильника и трель звонка, звук льющейся воды и шелест бумаги…. Если в доме есть различные крупы, может быть, стоит попробовать различить на слух, как они пересыпаются из одной ёмкости в другую, издавая при этом характерные звуки?
Как видим, для развития слухового внимания можно привлекать все подручные средства. Было бы, как говорится, желание.
7. Звуки, звуки, слышим вас!
А теперь займёмся фонематическим слухом. Работу над ним целесообразно начинать уже с четырёх лет. Чтобы малышу было не скучно, возьмём в помощники самый обычный мячик. Сначала потренируемся в повторении самых простых звуков: гласных А, О, У, И, Ы, Э.
Игра «Эхо». Вы бросаете мяч и произносите, например, звук «А-а-а…». Малыш должен будет поймать мяч и, возвращая его Вам, повторить этот звук. Подобную манипуляцию проделайте со всеми гласными звуками.
Игра «Какой звук начинает слово?». Её можно будет использовать лишь после того, как ребёнок усвоит звучание всех гласных звуков и сможет их различать. Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово, начинающееся на один из перечисленных выше гласных. Это могут быть слова: АИСТ, ОСЫ, УТКА, ЭХО, ИНЕЙ и т.д. Лучше брать слова, в которых ударение падает на первый гласный. Тогда ребёнку будет легче его определить. Да и Вам удобней выделять голосом именно ударный звук. Услышав слово и поймав мяч, малыш будет какое-то время усиленно думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая Вам, выделит начальный гласный. Когда звук будет, наконец, найдет, кроха должен будет его чётко произнести и возвратить Вам мяч.
Игра «Что за звук спрятался в середине слова?». Игра проводится аналогично предыдущей, но вот гласный стоит уже в середине однослоговых слов типа ЗАЛ, ЖУК, ДОМ, СЭР, СЫР, МИР и т.д. Ещё раз подчеркивают: берите слова, состоящие только из одного слога! Но при этом ни в коем случае не включайте в игру такие как ЛЕС, ЛЁД, ЛЮК. В них звучит один гласный звук, но вот гласная буква пишется совсем другая. Для многих малышей разница в понятиях звук - буква ещё непонятна, поэтому не перегружайте их лишней информацией. Проводя игру, не забывайте голосом выделить гласный звук в слове.
Игра «Что за звук стоит в конце слова?». Правила игры те же, только искать гласный надо уже в конце слов: ВЕДРО, НОГА, СТОЛЫ, БЕРИ, КАРАТЭ и проч. Как Вы уже заметили, ударение опять же падает на искомый звук. Это не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например О, Э меняют своё звучание.
Если Вам на первых порах будет трудно подбирать слова то что называется «из головы», запишите их на листочке бумаги. Со временем надобность в подобной подсказке отпадёт.
Подобным же образом можно будет выделять и согласные звуки. Для работы с ними берём только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово» и «Что за звук стоит в конце?»). Условия подбора слов те же: звук должен ясно звучать, не оглушаться и не пропадать при произнесении. Слова могут быть такими: МАК, СТУЛ, МАЛЫШ, КРОТ, ТАНК, ВОЛК, ДОМ, ГОЛ и т.д.
8. Игры на развитие фонематического слуха
Продолжим работу над фонематическим слухом, но уже на новом, более высоком уровне. Помощником нам будет всё тот же мячик. Задача для малыша усложняется…. Вы произносите ряд слогов или слов, а ребёнок должен будет из них выбрать лишь слог или слово с заданным звуком. Каждый звук отрабатывается отдельно и поэтапно. На работу с одним звуком отводится несколько дней, а то и недель. Предлагаем использовать несколько вариантов игры «Выбери правильно!». Она рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет. Разберём всё на примере звука «У».
а) «Выбери слог со звуком У»
Вы говорите, например: ТА-ТУ-ТИ, и бросаете ребёнку мяч. Повторив про себя (или вслух) ряд слогов, он должен найти слог с искомым звуком «У» и, произнося его вслух, вернуть Вам мяч. Если крохе трудно сделать выбор из трёх слогов, сократите ряд до двух. Ну, а если ситуация прямо противоположная, и три слога, - это слишком легко, пусть поищет среди четырёх-шести слогов. Можно пойти и на маленькую хитрость: произнести ряд слогов, среди которых не будет слога с искомым звуком. Вот это будет уже настоящим испытанием на сообразительность! Интересно, маленький умник догадается, что Вы его провели? Если да, то он, наверняка, с возмущением воскликнет: « Звука У здесь нет!»
б) «Выбери слово на звук У»
Для этого варианта можно предложить малышу следующие ряды слов:
УТКА-ИРА-АИСТ, ОСЫ-УЖИН-ЭХО и т.д. Если трудно выбрать из трёх,
оставим только два слова, если легко, увеличим до четырёх-пяти: ИНЕЙ-УЛИТКА-ОБЛАКО-ЭММА, ЭЛЬФ-ОСЛИК-УХО-АРМИЯ-ИРА. Не забудем и про провокационный ряд слов, где слова на звук «У» не будет. Пусть ребёнок немного подумает!
в) «В каком слове звук У прячется в середине?»
Принцип игры Вы, наверняка, усвоили. Ряды однослоговых слов могут быть следующими: СТУЛ-ЛАК-ЛИФТ, РЫСЬ-ФРУКТ-ПОЛ и т.д. Ряд слов можно сократить или увеличить, в зависимости от способностей крохи.
г) «Выбери слово, заканчивающееся на звук У».
И здесь не ограничивайте свою фантазию в выборе слов: ДОМИНО-СТЕНА-НЕСУ, КАКАДУ-ВЕСЛО-НОСЫ.
Условия подбора слов для игры «Выбери правильно» просты: отрабатываемые звуки должны стоять в сильной позиции и слышаться ясно.
Если Вы будете работать с согласными, то подойдёт первый, второй и четвёртый вариант игры. На первых порах слова придётся записывать на листочке, это избавит Вас от мучительного подбора. Кроме этого, необходимо будет голосом выделять отрабатываемые звуки и Вам, и ребёнку. Это, кстати, облегчит его задачу при поиске нужного слога или слова.
9. Порядок работы над развитием фонематического слуха
Работу над развитием фонематического слуха начните с гласных, берите их в следующей последовательности: А, У, О, И, Э, Ы. Помните, гласных звуков в русском языке ШЕСТЬ. Причём звук «Ы» встречается только в середине и в конце слов. А звуки О, Э в безударной позиции редуцируются (меняют своё звучание). При работе над согласными не следует забывать, что звонкие согласные в конце слов оглушаются, так что при определении последнего звука не стоит брать слова типа: ЗУtext-decoration: underline;Б, САД, ФЛАГ, УЖ, ГЛАЗ, З/p trОВ и т.д. И вообще, ра0i/bbбота над сог/bласными проводится только после того, как ребёнок сможет без труда выделять в словах гласные. Порядок работы над согласными может быть следующим: Т, П, К, Х,С, З, Ц М, Н, Ш, Ж, Б, Г, Д, Ч, Щ, В, Ф, Л, Р. Если у ребёнка есть проблемы со звукопроизношением свистящих, шипящих и звуков Л, Р, есть смысл сначала поработать над их постановкой под руководством логопеда, и лишь затем учить ребёнка выделять эти звуки в слогах и словах.
Если Вы хотите по-настоящему поработать над развитием фонематического слуха, придётся приложить немало усилий! В случае затруднений обратитесь за помощью к логопеду. К сожалению, многие родители даже не знают, что он непосредственно занимается развитием фонематического слуха и помогает детям справиться с дисграфией.
Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников во многом определяет его дальнейшее обучение в школе, и чем раньше и своевременней начнётся работа по развитию фонематического слуха, тем больше вероятности того, что его учёба будет успешной.
Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории.