Обучение чтению в раннем возрасте.
Надо ли учить чтению двухлетнего ребёнка? Просчитав все «за» и «против», любящие родители сделают свой выбор. Но при этом, не лишним будет учесть советы и рекомендации специалистов.
I. Мифы о раннем обучении чтению.
Весь мир захлестнула мода на раннее обучение детей. И если на Западе восторг и эйфория по этому поводу уже пошли на спад, в нашей стране, по-прежнему, на пике популярности методики Глена Домана и Н. Зайцева. Воплощённые в жизнь «домашними средствами», эти уникальные разработки дают порой результаты, прямо противоположные ожидаемым. Одни дети, после усиленной муштры и утомительного «вдалбливания» букв утрачивают не только желание, но и способность к чтению. Другие, хоть и приобретают полезные навыки, но теряют последнее здоровье…
А сколько «мифов» о раннем обучении чтению ходит среди родителей! Вот самые основные.
Миф № 1. Любой ребёнок в возрасте 2-3-х лет может самостоятельно освоить весь алфавит.
Увы, увы, увы! Даже гениальный Моцарт осваивал азы нотной грамоты под руководством своего отца. Буквенную премудрость ребёнок не осилит без инициативы и деятельного участия взрослых. Самый любознательный ребёнок, оставшись один на один со всеми этими графическими символами, будет лишь с интересом их рассматривать. Процесс оpbсвоения грамот/ol /pы начнется с того момента, как кpто-то из близких назоp/pвёт букву, а малыш – повторит её звучание.
Миф № 2. Если ребёнок знает буквы, значит должен читать!
Знание букв не гарантирует успехи в чтении. Часто между тем и другим навыком дистанция в несколько лет. Различать начертания букв ребёнок способен уже к двум годам. Он даже может их называть. В возрасте двух-трёх лет буквы для него – объект игры и изучения. А вот истинное чтение появляется ближе к пяти годам. Именно в этом возрасте у малышей формируются навыки анализа и синтеза, а значит и способность к чтению.
Миф № 3. Овладеть чтением ребёнок может и, не владея правильным звукопроизношением.
Самое распространенное заблуждение! Заставлять малыша с «кашей во рту» читать, всё равно, что бросать в открытый океан не умеющего плавать. Кому-то повезёт, - выплывет, но большинство – утонут! Успешно овладеть грамотой ребёнок сможет лишь после основательной коррекции звукопроизношения. Особенно тщательной «чистке» надо подвергнуть свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) звуки. Иначе к школе дитя получит не только шепелявую речь, но и «набор дисграфика»: замены и пропуски букв на письме.
Миф № 4. Лучше всего учить ребёнка читать целыми словами.
Остановимся на этом «мифе» поподробнее.
Далеко не каждый ребёнок в возрасте двух-трёх лет способен анализировать звуко-буквенный состав слова. Конечно, малыш может запомнить последовательность графических символов на карточке. А вот озвучить каждую букву он вряд ли способен. Ведь слово ребёнок воспринимается целиком (звуковым аккордом), так, как его произносит взрослый.
Набор букв на карточке малыш соотносит с каким-то определённым предметом или действием. Например, на протяжении нескольких дней крохе демонстрировали табличку:
КОТ |
При этом мама произносила это слово и демонстрировала для наглядности домашнего кота Кузю. Когда в очередной раз малышу показали эту табличку и попросили её озвучить, ребёнок выдал: «Кузя!». Мама поправила: «Кот». Малыш послушно повторил. Но это не значит, что слово было им прочитано. Если в следующий раз мама предъявит ему для прочтения словá с тем же набором букв:
ТОК |
КТО |
он вряд ли сможет сказать, что на них написано, потому что не знает звучания каждой буквы (не анализирует звуко-буквенный состав слова).
Даже если вы прикрепите карточки со словами по всему дому, предметы получат всего лишь «вывеску». Именно так это воспринимается крохой. У детей раннего возраста ещё не в полной мере развита функция ОБОБЩЕНИЯ. Поэтому Вы рискуете намертво «привязать» слово-табличку к какому-то конкретному предмету, например, «СТОЛ» - к столу в вашей квартире. А вот на какой-то другой стол это слово малыш уже не будет распространять…
II. Обучение послоговому чтению.
Для русскоязычных детских садов и школ более характерно обучение послоговому чтению. Раньше это называлось: ПО СКЛАДАМ (от слова «складывать»). Это позволяет лучше усвоить фонетику и морфологию русского языка. Целесообразно отталкиваться от звукового состава слова, т. е. обучать ребенка анализировать звучащее слово: выделять составляющие его фонемы (звуки), и лишь затем переходить к графемам (буквам).
В специализированных логопедических группах детских садов занятия по обучению грамоте строятся именно таким образом. Это помогает привязать звуковой образ слова к графическому, и избежать в дальнейшем проблем с письменной речью.
Да и большинство малышей в возрасте 2-3 лет охотнее играет именно с буквами (кубиками) по системе Н.Зайцева. Они и воспринимаются детьми как «игрушки».
III. Как привлечь внимание малыша к буквам?
Заинтересовать чем-то современных детей крайне сложно! Их мозг с ранних лет перегружен массой информации (порой совершенно бесполезной, а иногда и вредной). Привлечь внимание двухлетнего крохи к буквам бывает непросто! Попробуйте делать это ненавязчиво: рисуйте буквы во время отдыха на песчаном берегу моря (реки), на земле. Или так: насыпьте тонкий слой манной крупы на темную поверхность столешницы и выводите буквы указательным пальцем (сначала - своим, потом - ребёнка). Обязательно озвучивайте нарисованные графемы.
Малыша привлекают элементы графем: все эти палочки, дуги, кружочки. Он «ощупывает» глазами их очертания, словно узоры. Это весьма полезное занятие, в процессе которого развивается и совершенствуется зрительное восприятие крохи.
Знакомя малыша с буквами, важно, чтобы он мог их не только видеть, но и трогать руками. Поэтому буквы делают из различных материалов: картона, дерева, пластмассы, текстиля. Кроме того, по размеру они должны быть достаточно крупными: высотой не менее 10 см (особенно для детей раннего возраста!). А вот цвет букв следует выбирать осмотрительно. Для согласных букв лучше взять два цвета: синий и зелёный. И вот почему. В школе для обозначения твёрдых согласных используется синий цвет. Для обозначения мягких – зелёный. Для гласных цвет - красный. Поэтому не стоит искать что-то новое и идти в разрез со школьным преподаванием. Универсальным цветом для всех букв будет чёрный.
Познакомившись с буквами (в дошкольном учреждении или под вашим руководством), малыш с удовольствием будет выкладывать их из палочек, спичек, камешков и шнурочков. Если кроха умеет пользоваться пластилином, из его «колбасок» тоже получаются великолепные буквы! А выпекать буквы из теста – самое увлекательное занятие. А какие они вкусные!
Если вы хотите, параллельно с освоением грамоты, совершенствовать мелкую моторику ребёнка, не забудьте о методе обрывания. С его помощью из листа цветной бумаги можно смастерить любую букву. Правда, это занятие потребует и от вас, и от ребенка колоссального терпения! Сначала нарисуйте контур буквы (ширина её элементов не менее 1,5 см) и предложите крохе пальчиками оторвать всю «лишнюю» бумагу, оставив лишь буквенный «образ». На первых порах ваша помощь малышу будет крайне необходима. В дальнейшем он сможет управляться и сам, используя крупные трафареты букв. Их вы можете изготовить из картона, или купить готовые в «Детском мире». Трафарет прикладывается к листу бумаги, обводится, а затем идёт и сам процесс обрывания. Ножницы при этом не используются! Работа с ними для двух-трёхлетнего ребенка и сложна и опасна. Хотя некоторые «виртуозы» под неусыпным контролем взрослым могут и вырезать буквы из бумаги. Попробуйте! Общение с ножницами тоже развивает мелкую моторику.
IV. Ненавязчивые советы продвинутым родителям.
Современные родители очень «продвинуты» в плане воспитания и обучения детей. Поэтому рекомендации со стороны воспринимаются порой «в штыки». Так что хотите, - знакомьтесь с нашими советами, а нет - прервите чтение статьи на этом абзаце.
Совет 1. Приступая к обучению, выясните, обладает ли кроха:
а) крепким здоровьем;
б) желанием «играть с буквами».
Если ни того, ни другого нет, говорить о раннем обучении чтению преждевременно и опасно!
Судить о здоровье малыша «на вскидку» не стóит. Главные советчики в этом вопросе медики. Суммируйте вердикт каждого (педиатра, окулиста, детского психоневролога и проч.) и принимайте верное решение.
Желание ребёнка заниматься с буквами выяснится в процессе игры. Расставьте на ковре игрушки, яркие кубики с буквами, таблички со словами. «Обыграйте» ситуацию, привлекая внимание ребёнка к каждому предмету. Каков результат? Несмотря на все ваши усилия, кроха играл только с машинками (с куклами, с пирамидками)? Таблички со словами и кубики с буквами игнорировались? А когда вы старались привлечь ребёнка к «умным игрушкам», он демонстративно отпихивал их в самый дальний угол? Что ж, дитя ещё не готово освоить премудрости чтения. Обидно, досадно… Но это выбор маленького человека, и с ним надо считаться! «Запихнуть» в ребёнка знания насильно так же нереально, как и заставить съесть нелюбимую кашу.
Совет 2. Прежде чем проводить дома обучающие игры, обратитесь за помощью к специалистам (педагогу, психологу). Сейчас в любом городе есть детские сады, центры развития ребенка, где педагоги освоили и успешно работают по системе Н.Зайцева. Там для родителей проводятся семинары и практикумы по раннему обучению чтению. Массу информации по этому вопросу можно найти в журналах для родителей и в Интернете. Но главное, всё же, увидеть процесс обучения «живьём». При всех талантах и любви к ребёнку, родителям иногда не хватает элементарных знаний в области педагогики и детской психологии, практических навыков обучения. А это так необходимо для занятий в «домашних университетах»!
Совет 3. Не уподобляйте занятия школьным урокам. Весь процесс обучения раннему чтению стройте только на игровых приёмах! Но и они должны соответствовать возрасту. Знакомя ребёнка с буквами, находите их очертания и силуэты в знакомых предметах, игрушках. Не зацикливайтесь только на графическом изображении букв на кубиках и табличках. Ведь А можно найти и на автобусной остановке, и в строительных конструкциях. Буква Т похожа на антенну, столб, швабру. Втяните в процесс поиска букв малыша. И тогда он наверняка заметит, что ворота в гараже похожи на букву П, а клюшка – на Г. Мамино обручальное кольцо – ну точь в точь буква О!
Совет 4. Называйте малышу буквы правильно!
Если вы начнёте называть буквы таким образом: «бэ», «вэ», «гэ», «де», «эм», «цэ», «че», малыш вряд ли начнёт читать даже по слогам. Ни в коем случае нельзя складывать буквы в слоги и озвучивать это вот таким образом: «Эм и А. Что получится?» Ведь в этом случае получиться должно «Эма», но никак не «ма»! А некоторые родители умудряются ещё и так учить: «Мэ и А. Что будет?» Да ничего! Подобное обучение только сбивает кроху с толку. Надо давать точное ЗВУЧАНИЕ букв в слове, учитывая твёрдые и мягкие варианты согласных. Ведь одна согласная буква может обозначать два звука: твёрдый и мягкий ([Б] - [Б´], [Т] - [Т´], [П] - [П´] и т.д.). Другие согласные – бывают только твёрдыми: Ш, Ж, Ц, третьи - только мягкими: Ч, Щ, Й. Буква П в словах ПАПА и ПИЛА при озвучивании произносится по разному: в первом случае – твёрдо [П], во втором – мягко [П´]. И это не мелочи, а очень серьёзный момент в обучении малыша чтению. Насколько правильно, с точки зрения произношения, вы будете давать материал для чтения, настолько успешным будет овладение грамотой вашим ребёнком.
Совет 5. Осваивайте послоговое чтение
В прямых слогах: МА, ТО, НЫ согласный звук как бы «перетекает» в гласный, сливается с ним (поэтому подобные слоги и называются: слоги слияния). А вот в обратных слогах: УС, ИШ, АП каждый звук звучит отдельно. Эти слоги называются: слоги примыкания. Кстати, чтение по слогам надо начинать именно с последних. Они наиболее легко осваиваются крохой. Ведь при их чтении можно долго-долго тянуть первую гласную и вспоминать: как называется следующая буква? Гласные-то он помнит, а вот согласные путает… Слоги-слияния даются ему с бóльшим трудом: связать воедино два звука в произношении и две буквы при чтении бывает ох как непросто! Да и вспомнить первый согласный удаётся не сразу.
Учитывая всё вышесказанное, сам процесс чтения начните с гласных букв А, У, О, И. Не бойтесь петь их, соединять друг с другом. Ведь при этом тоже получаются слова: АУ (так аукаются в лесу), УА (крик младенца), ИА (ослик подаёт голос). А вот знакомство с гласными Е, Ё, Ю, Я немножко отложите. Затем переходите к обратным слогам с простыми согласными П, Т, М, К: АП, АТ, АМ, АК и т.д. (но постепенно, беря по одной согласной букве в связке с гласными А, О, У, И). Эти слоги можно складывать и из кубиков, и из вырезанных букв (по вашему усмотрению). Затем наступит очередь прямых слогов. Но учтите, что при чтении прямых слогов с гласным [И] согласный звук может звучать мягко: [П´И], [Т´И], [С´И], [Л´И] и т.д. Когда и те, и другие слоги будут освоены, можно к прямым слогам присоединять по одной согласной букве: КО-Т, КО-Л, КО-М; СО-М, СО-К, СО-Р. Затем соединяйте друг с другом прямые слоги: МА-МА, МА-ЛА, МА-ША, МА-РА и т.д.
Если вы занимаетесь с крохой по системе Н.Зайцева, все эти слоги есть на кубиках и в таблицах. Главное – соблюдать последовательность в их освоении. Идите от простого к сложному. Не превращайте занятие-игру в хаотическую перестановку букв и кубиков. Так научить малыша читать вы не сможете. Во всём важна система.
Совет 6. Ловите благоприятные моменты для обучения ребёнка чтению. Существуют периоды, когда кроха наиболее успешно осваивает премудрость грамоты. Они приходятся, как правило, на летние месяца и начало осени. Это объясняется тем, что в теплое время года ребенок мало болеет, а поэтому бодр и позитивно настроен. Играют свою роль обилие витаминов и длинный световой день. Да и отпуск родителей приходится на этот период. Положительные моменты всех составляющих дают мощный всплеск умственных способностей, и ребёнок с лёгкостью запоминает буквы, складывает их в слоги и слова. Одним словом, начинает читать.
Совет 7. Учить читать малыша 2-3 лет по азбуке или по букварю нецелесообразно. Во-первых, буквы мелкие. Во-вторых, сконцентрироваться на текстах книги малыш вряд ли сможет. Когда же вы станете принуждать его к чтению азбуки, у ребёнка возникнет стойкое нежелание заниматься, и один вид книги вызовет бурный протест, вплоть до крика. Если ребёнок неусидчивый, импульсивный, дело может закончиться и истерикой. После подобного негативного опыта, учиться в школе ему тоже вряд ли захочется…
И самое главное: ЖЕЛАНИЕ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ, ДОЛЖНО ИСХОДИТЬ ОТ САМОГО РЕБЁНКА!
Автор статьи: Карельская Елена Германовна, логопед высшей категории