ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ШИПЯЩИМ ЗВУКОМ [Ж]
Также, как и для автоматизации звука [Ш], необходимо много тренироваться, чтобы другой шипящий звук - [Ж] легко и красиво появился и закрепился в речи у ребенка. Но дети есть дети, и им быстро надоест просто повторять за взрослыми набор не связанных между собой слов. Поэтому для поддержания стойкого интереса к занятиям рекомендуется проводить их в игровой форме.
Занятие № 1. «Кто и что жужжит?»
Жужжащий шипящий
Звук жужжащий и густой,
Звонкий, твёрдый, непростой.
Он шипящий, хоть жужжит.
Встреча с ним нам предстоит.
(Е.Г. Карельская)
Кто и что жужжит? Задайте этот вопрос ребёнку. Возможно, он вспомнит, что так жужжит пчела, шмель, муха, мотор.
Интересно, а различит ребёнок этот звук среди других шипящих и свистящих? Он закрывает глаза, а взрослый перечисляет свистящие и шипящие звуки. Услышав звук [Ж], ребёнок должен хлопнуть в ладоши:
Ш___, С___, Ж___, З____, Ж___, Щ____, С____, Ш___, Ж______ и т.д.
Занятие № 2. «Мамы и их малыши»
Детёныши животных
У ласковых мам есть, конечно, ребенок:
Лисёнок, тигрёнок, совёнок, котёнок.
Часто теряются детки в пути
Мамам поможем пропажу найти.
верблюдица – верблюЖонок еЖиха – еЖонок иволга – иволЖонок медведица – медвеЖонок морЖиха – морЖонок |
носороЖиха – носороЖек осьминоЖиха – осьминоЖек стриЖиха – стриЖонок уЖиха – уЖонок чиЖиха – чиЖонок |
Занятие № 3. «Мамы всякие важны»
Любящие мамочки есть у каждого малыша. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны! Они разговаривают на разных языках, живут на разных континентах, в разных странах и городах. Кто же эти мамы?
Жительницы стран и городов
За границей – иностранки,
А в России – россиянки.
На Волге – волЖанка
В Калуге – калуЖанка
В Норвегии - норвеЖка
В Париже – париЖанка
В Праге – праЖанка
В Риге – риЖанка
Во Франции – француЖенка
Занятие № 4. Игра с мячом «Ласковые слова»
Где мамы, там и ласковые, нежные слова. Отдохнув от предыдущей работы – беритесь с ребёнком за новую. Подбор ЛАСКОВЫХ слов стал для него любимым и привычным занятием?
«Ласковые» слова
Скажем ласково, и вот
[Ж] к нам в слово и придёт!
берег – береЖок долг – долЖок дорога – дороЖенька друг – друЖок круг – круЖок нога – ноЖенька пирог – пироЖок подруга – подруЖенька |
порог – пороЖек рог – роЖок сапог – сапоЖок стог – стоЖок творог – твороЖок утюг – утюЖок флаг – флаЖок шаг – шаЖок |
Занятие № 5. Глагольные формы
Подберём сейчас слова.
Все слова те – про дела.
Что ты делаешь, что я.
Слов тех – целая семья.
ЧТО Я ДЕЛАЮ ?
Я пропаЖу нахоЖу.
В прятки часто я воЖу.
В огороде я труЖусь.
Этим я всегда горЖусь.
С мамой в дальний лес хоЖу,
На пенёчке я сиЖу,
По тропиночкам броЖу,
И стихи весь день тверЖу.
Иногда на всех серЖусь,
А потом всегда стыЖусь,
С малышами я воЖусь,
В танце с ними я круЖусь.
(Е.Г. Карельская)
Прочитав ребёнку это стихотворение, проверьте, хорошо ли он запомнил глаголы. Предложите ему во время повторного прочтения завершать каждую строчку уже самостоятельно.
Занятие № 6 «ЧТО Я ДЕЛАЮ?»
На этом занятии организуйте игру с мячом, используя следующие списки слов. Вы говорите неопределённую форму глаголов, а ребёнок – формы глаголов со звуком [Ж].
Что я делаю?
бредить – бреЖу
бродить – броЖу
водить – воЖу
возить – воЖу
возиться – воЖусь
гладить – глаЖу
годиться – гоЖусь
гордиться – горЖусь
лежать – леЖу
лизать – лиЖу
найти – нахоЖу
обиЖать - обиЖу
сердиться – серЖусь
сидеть – сиЖу
стыдиться – стыЖусь
судить – суЖу
трудиться – тружусь
ходить - хоЖу
Занятие № 7. Игра «Волшебное превращение слова»
Принцип работы тот же, что и на предыдущем занятии.
Я – ты
вязать – вяЖу – вяЖи – вяЖешь
заказать – закаЖу – закаЖи – закаЖешь
мазать – маЖу – маЖь – маЖешь
облизать – облиЖу – облиЖи - облиЖешь
отрезать – отреЖу – отреЖь – отреЖешь
показать – покаЖу – покаЖи – покаЖешь
приказать – прикаЖу – прикаЖи – прикаЖешь
размазать – размаЖу – размаЖь - размаЖешь
сказать – скаЖу – скаЖи – скаЖешь
ОН
беречь – береЖёт
глодать – глоЖет
Жечь – Жжёт
лизать – лиЖет
помогать – помоЖет
прибегать – прибеЖит
рассказать – расскаЖет
резать - реЖет
Занятие № 8. СЛОВА - АНТОНИМЫ
Подбор слов-антонимов – не самое лёгкое задание. Возможно, использование мячика облегчит задачу?
Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»
бесполезный – нуЖный густой – Жидкий грубый – неЖный лёгкий – тяЖёлый мёртвый – Живой милосердный – Жестокий мягкий – Жёсткий образованный - невеЖественный некрасивый – пригоЖий постный - Жирный привлекательный – Жуткий, уЖасный простой – слоЖный, ваЖный сухой – влаЖный холодный – Жаркий чёрствый – свеЖий щедрый – Жадный |
выше – ниЖе густо -Жидко дальше – блиЖе дешевле – дороЖе лучше – хуЖе мельче – глубЖе мягче - твёрЖе раньше – позЖе слабее - туЖе старше – молоЖе чаще – реЖе шире – уЖе достаток – нуЖда развод – Женитьба смерть – Жизнь холод - Жара |
Занятие № 9. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ НАРЕЧИЙ
Выполняя предыдущее задание, ребёнок редко ошибался? Ваша задача, сделать так, чтобы затруднения у него возникали всё реЖе и реЖе. Воспользуемся возможностью, и усилим сравнительную степень наречий:
Усилим сравнение
Мы сравним и то, и это,
Мяч успев поймать при этом.
Слово верно подберём,
И звук Ж в него введём!
близко – блиЖе гладко – глаЖе глубоко - глубЖе дорого – дороЖе Жидко – ЖиЖе молодо – молоЖе низко – ниЖе поздно – позЖе |
полого – полоЖе редко – реЖе строго – строЖе твёрдо – твёрЖе туго – туЖе узко – уЖе худо - хуЖе |
Занятие № 10. Образование существительных от глаголов
Игра «Волшебное превращение слова» (с мячом) предоставляет массу возможностей для словообразования, расширит активный словарь ребёнка:
студить – стуЖа
продавать – продаЖа
пропадать – пропаЖа
прясть – пряЖа
класть - поклаЖа
|
Занятие № 11. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Чей?
стерлядь – стерляЖий (-ья)
медведь – медвеЖий (-ья, -ье, ьи)
уж - уЖиный (-ая, -ое, -ые)
лебедь – лебяЖий (-ья, -ье, -ьи)
говядина – говяЖий (-ья, -ье, -ьи)
осьминог – осьминоЖий (-ья, -ье, -ьи)
портной – портняЖный (-ая, -ое, -ые)
дорога – дороЖный (-ая, -ое, -ые)
мороз – мороЖеный (-ая, -ое, -ые)
творог – твороЖный (-ая, - ое, - ые)
Занятие № 12. Правило: ЖИ пиши с И!
Самое время познакомить ребёнка с правилом правописания слога ЖИ в словах: ЖИ ПИШИ С ГЛАСНОЙ И!
Образуем множественное число слов, в конце которых после Ж пишется гласная буква И:
багаж - багаЖИ баржа - … вожжа - … вояж - … гараж- … ёж – … |
корж - … ложа - … нож - … сажа - … страж - … стриж - … |
Дошкольник образует слова устно, а школьник – в своей тетради. Но и тот и другой повторяют вслух правило: «ЖИ пиши с гласной И!»
РАЗЛИЧАЕМ ЗВУКИ Ш – Ж !
Занятие № 1. Игра «ШИПИТ – ЖУЖЖИТ»
Вы не забыли, как проводится игра «Шипит - жужжит»? Кто (что) шипит, а кто (что) жужжит, должен вспомнить ребёнок. И всё это озвучить.
ШИПИТ – ЖУЖЖИТ
Очень похожи эти два звука.
В гости они проберутся без стука.
Ш прошипит, проползая змеёй.
Ж – прожужжит, пролетая пчелой.
Как различить их?
Есть способ такой!
Ж – всегда звонкий.
Ш – он глухой.
(Е.Г. Карельская)
Занятие № 2. РАЗЛИЧАЕМ Ш – Ж В СЛОГАХ И СЛОВАХ
Теперь дифференциация звуков на материале слогов и слов:
ша – жа шо – жо шу – жу ше – же ши – жи |
сша – зжа сшо – зжо сшу – зжу сше – зже сши – зжи |
пша – бжа пшо – бжо пшу – бжу пше – бже пши – бжи |
шалость – жалость шаль – жаль шар – жар шарить – жарить шест – жест шесток – жесток шесть – жесть шила – жила шили – жили шить – жить шитьё – житьё шоры – Жоры шутка – жутко |
брошу – брожу крошево – кружево крушить – кружить Лёша – лёжа Луша – лужа машут – мажут мошна – можно нашивка – наживка паши – пажи прошить – прожить Саша – сажа смешок – снежок уши – ужи |
Занятие № 3. Проверяем Ш и Ж в словах!
Ребёнок не забыл, что в конце слов шипящие звуки Ш, Ж звучат не совсем ясно? Стоит ему об этом напомнить!
Проверяем шипящие
В слове шипящие в самом конце?
Сразу печаль у нас на лице:
Часто не знаем: Ж (же) или Ш (ша)?
Гласные ставь в конец, не спеша.
Так проверяем массу мы слов: НОЖ,
КАРАНДАШ, МУЖ, ЛОЖЬ и ГРОШ.
А при проверке: КАРАНДАШИ,
ЛЖИВЫЙ, ГАЛОШИ, ГРОШИ, НОЖИ.
(Е.Г. Карельская)
Теперь ребёнок на практике подбирает проверочные слова (можно использовать мячик). Школьник эти слова записывает:
душ - … дуШевая (кабина) камыш - … ландыш - … малыш - … мышь - … шалаш - … |
багаж – багаЖИ гараж - … морж - … стриж - … сторож - … уж – … |
Материал из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.) - все права защищены (копирование запрещено!)
P.S. Более подробно и обширно работу над звуками я осветила в серии своих книг под условным названием «В царстве звуков и слов». Произведения эти с 2010 года «томятся» в издательстве «Дрофа». Они уже свёрстаны и подготовлены к печати, но никак не выйдут. Хотя материал там нужный и ценный как для педагогов, так и для родителей. Каждый из читателей сайта может поспособствовать выходу этих книг. Если каждый, кому нравится работать с моим материалом, позвонит или напишет в издательство, дело «сдвинется с мёртвой точки». Заранее благодарна! Об этом мне говорили и редакторы отделов. В роли «тормоза» выступает отдел маркетинга издательства, они сомневаются, что материал по логопедии населению нужен!!!
Эл. адрес издательства: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. или : This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it."> This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
127018, Москва, Сущёвский вал, 49. Издательство «Дрофа»
Или: 127018, Москва, а/я 79
Тел.: 8 -(495) 795-05-50 , 8 - (495) 795-05-51