Обследование речи детей старшей логопедической группы" (2-3 уровень ОНР)

Исследование поведения и эмоциональной сферы

  1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступил в контакт, избирательно, проявляет негативизм)______________________________________________________
  2. Адекватность эмоциональных реакций_____________________________
  3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональной стабильности)______________________________________

__________________________________________________________________

  1. Личностные черты (нужное подчеркнуть) – негативизм, немотивированное упрямство, двигательное беспокойство, раздражительность, возбудимость, агрессивность, конфликтность, склонность к аффектам, робость, болезненное фантазирование, эмоциональная неустойчивость, утомляемость, истощаемость, застреваемость, подчиняемость, обидчивость, впечатлительность, тревожность, ранимость, вялость, моторная неловкость, пассивность, заторможенность, плаксивость, капризность, демонстративность, замкнутость, стремление к одиночеству_______________________________________________________________

 

Исследование неречевых психических функций

 

1. Исследование слухового восприятия

Дифференциация контрастного звучание нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна)________________________________________________________________________

Определение направления звука__________________________________________________

Восприятие и воспроизведение ритма_____________________________________________

 

_ _ + + _ + + _ + + _ _

 

2. Исследование зрительного восприятия:

- различение цвета, умение соотносить цвета (показать предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапкам – шарфики):

Красный_____________ желтый_____________

Синий_______________ зеленый____________

Белый_______________ черный_____________

- восприятие формы (показать геометрические фигуры и формы)

Круг________________ квадрат_____________

Овал________________ треугольник_________

Шар_________________

 

3. Исследование восприятие пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Ориентировка в пространстве:

Показать предметы, которые находятся

Вверху________________ впереди______________

Внизу________________ сзади________________

Ориентировка в схеме собственного тела: показать

Левую руку____________ правую руку__________

Правую ногу___________ левую ногу___________

Складывание картинки из частей:

(2-4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)

____________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу:

«Стульчик» из 4 палочек_______________________________________________________

«Лесенка» из 5 палочек________________________________________________________

 

 

Строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, послеоперационный рубец, нормальные)____________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, плохие)_______________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)_________________________________________________________________

Твердое небо (высокое, узкое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)________________________________________________________________________

Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)_____

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка, нормальный)____________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Исследование состояния моторной сферы

 

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движения, темп, активность, координация движений________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

Попрыгай на двух ногах_____________________________

Прыгнуть в длину с места____________________________

Топать ногами, хлопать руками одновременно__________

Бросить мяч от груди________________________________

Поймать мяч_______________________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии)__________________________________________

_____________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движении:

Поочередно сложить в кольцо пальцы

На левой руке_______________ на правой руке_________________

Кинетическая основа движений:

Поочередно сгибать и разгибать пальцы («Посчитай пальчики»)

Правая рука________________ левая рука_____________________

Навыки работы с карандашом:

Умение держать карандаш______________________________________________________

 

3. Состояние мимической мускулатуры: (наличие или отсутствие движений, точность выполнение, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок)_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

Закрыть правый глаз__________ левый глаз________________

Поднять брови_______________ нахмурить брови__________

Надуть щеки_________________ наморщить нос____________

 

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок__________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

4. Состояние артикуляционной моторики: (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка, переключение движений, тремор)_________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Движение нижней челюсти

«Окошко»_________________

Подвигать нижней челюстью вправо-влево______________________

Движение губ: «Улыбка»_____________ «Трубочка»____________

Движение языком: «Лопатка»_________ «Жало»_______________

«Качели»__________ «Часики»______________

Движение мягкого неба: широко открыть рот и зевнуть______________________________

Движение щек: «Надуй щеки»__________

 

Речевое развитие

 

Голос______________ Высота_____________ Внятность________________

Наличие носового оттенка___________________________________________

Наличие запинок_________________________ заикания__________________

Его форма_______________________________ степень заикания___________

 

Исследование состояния импрессивной речи

 

  1. Пассивный словарь:

Понимание существительных (показать на картинках предметы, объекты, части предметов и объектов)

Кукла - рука –

Машинка - колесо –

Рубашка - стул –

Платье - цветок –

 

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию)

Игрушки - одежда –

Обувь - посуда –

 

Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

Девочка сидит_________ стоит___________ лежит____________

Мальчик ест___________пьет_____________читает____________рисует__________

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам)

Большая чашка________ маленькая чашка______________

Красный шар__________ желтый шар________________синий шар_______________

Зеленый шар___________круглый торт_______________квадратный торт__________

 

  1. Понимание различных форм словоизменения:

Дифференциация ед.ч. и мн.ч. существительных (по картинкам):

Дом – дома________ кот - коты__________ кукла – куклы__________

Груша – груши_______________ ведро – ведра____________________

 

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

В_________ НА__________У___________ПОД___________ЗА

 

 

 

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

Стол – столик__________ машина – машинка___________ ведро – ведрышко________

Дифференциация форм ед. и мн. числа глаголов (показать по предложенным картинкам):

Кошка сидит________ кошки сидят____________

Слон идет__________слоны идут______________

 

Дифференциация глаголов с различными приставками (показать картинки):

Девочка наливает воду в чашку_____________выливает воду из чашки_____________

Поливает цветы из лейки__________________

 

  1. Понимание отдельных предложений и связной речи.

Понимание предложений (показать картинку):

Девочка поздравляет мальчика_______________________________________________
Мальчик поздравляет девочку________________________________________________

 

Понимание текста сказки «Репка»:

Назови сказку?________________Назови героев?________________________________

Что они делают?___________________________Зачем?___________________________

 

  1. Состояние фонематического восприятия.

Дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении (показать картинки):

Кот – кит___________ дом – дым________________

Уточка – удочка_______________киска – миска_________________

 

Исследование состояние экспрессивной речи

 

Характер экспрессивной речи:________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Активный словарь.

Имена существительные: назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам:

Игрушки __________________________ посуда______________________________

Одежда_____________________________ обувь_______________________________

Назвать части тела и части предметов (по картинкам):

Ноги - спинка стула –

Руки - сиденье стула –

Глаза - кузов машины –

Уши - колеса машины –

 

Назвать одним словом (обобщить):

Мяч, кукла, машинка _______________________

Рубашка, платье, шорты_____________________

Туфли, ботинки, тапки_______________________

 

Глаголы:

Ответить на вопрос:

Что делает мальчик? (Ест)______________________________________________

Что делает девочка? (Спит)_____________________________________________

Что делают дети? (Играют) _____________________________________________

Что делает птица? (Летит) ______________________________________________

Что делают рыбки? (Плавают)____________________________________________
Что делают машины? (Едут)_______________________________________________

 

Имена прилагательные: назови цвета

Красный__________________ синий__________________

Зеленый___________________желтый________________

Белый_____________________черный_________________

 

Назови форму (с опорой на картинку)

Мяч какой? (круглый)______________ платок какой? (квадратный)________________

 

  1. Состояние грамматического строя речи.

 

Употребление существительных в Им.п. ед. и мн. Числа (образовать по аналогии):

«1 – много»

Стол – столы___________кот - ______________ дом - _______________

Кукла - _______________ рука - _____________ окно - ______________

 

Употребление существительных в косвенных падежах:

Что есть у мальчика? (мяч)_______________________________________

Чего нет у мальчика? (мяча)______________________________________

Кому мальчик дает мяч? (девочке)_________________________________

Что ты видишь на картинке? (мальчика)____________________________
Чем рисует девочка? (карандашом)_________________________________

О ком думает кошка? (о мышке)___________________________________

 

Образование существительных множ. числа в Р.п. (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)

Шаров -_____________ключей -_____________ берез - ____________ ложек - ________

Окон - ______________

 

Согласование прилагательных с существительными ед.ч. (назвать по картинке):

Красный мяч __________ синяя шапка____________ желтое ведро______________

 

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

Где стоит ваза? (на столе)____________________________________

Где лежат фрукты? (в корзине)_______________________________

У кого мяч? (у девочки)_____________________________________

Где сидит кот? (под столом)__________________________________

Где спрятался кот? (за…)_____________________________________

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам): «Скажи ласково»

Стол – столик____________ чашка – чашечка_________________

Ведро – ведерочко________________________________________

 

Образование названий детенышей животных:

У кошки___________ у лисы_____________ у утки____________ у гуся__________

 

 

 

 

 

 

  1. Состояние связной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений (с опорой на картинки).

Котенок.

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Исследование фонетической стороны речи:

Исследование звуко-слоговой структуры слов: (повторить с опорой на наглядность)

Кот____________ вода_______________ мост____________ стол____________

Спина__________банка______________ капуста___________помидоры___________

 

Состояние звукопроизношения( отсутствие, замены, возможные искажения, назализованность ротовых и назализованность носовых звуков):

Гласные А___ У____ О_____ И______ Э_______

Согласные Б_________Бь__________П_________Пь___________

М________Мь_______В___________Вь_________Ф___________Фь___________

Д________Дь________Т___________Ть_________К____________Кь___________

Г________Гь_________Х__________Хь_________Й____________

С__________________Сь_________________З_________________Зь____________

Ц__________________Ч__________________Ш________________Щ_____________
Ж__________________Л__________________Ль___________________
Р___________________Рь___________________

 

  1. Состояние дыхательной и голосовой функции.

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)

Продолжительность речевого выдоха_______________________________________

Сила голоса_____________________________________________________________

Модуляция голоса________________________________________________________

 

  1. Особенности динамической стороны речи:

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_______________________________

Ритм (правильный, дисритмия)_____________________________________________

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________________________________

Употребление основных видов интонаций___________________________________

 

  1. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Ба – па________ Па – ба__________

Га – ка_________ка – га___________

Да – та ________та – да___________

Ма – ба________ба – ма___________

На – ня________ня – на___________

 

Покажи нужную картинку:

Дочка – точка_________ бочка – почка____________

Гости – кости__________гора – кора______________

Миска – мишка________ложки – рожки___________

 

 

 

Инструкция:

Хлопни, когда услышишь слово ГРУША

Гйуфа, груфа, глуса, груша, глюса

Хлопни, когда услышишь слово ШАПКА

Фапка, хапка, сяпка, шапка, сапка

 

 

Логопедическое заключение (4 года)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

 


 

Дата Логопед