ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С']

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С']

(материал для детей 5 – 10 лет)

            Чтобы ребёнку было интересно заниматься, взрослый должен проявить выдумку, включить в занятие игровые элементы.Помимо речевого материала, приведённого в  разделе "Постановка и автоматизация звуков", рекомендуем использовать следующие приёмы и игры.

 

Занятие № 1 «СИЛА, ЛОВКОСТЬ И СНОРОВКА!»

 

 

 

Кто это? СЛОН. Но он ещё и СПОРТСМЕН. Это слово образовалось от слова СПОРТ. На какой звук начинаются эти два слова? На звук [С]. Какие ещё слова можно образовать от слова СПОРТ? (СПОРТСМЕНКА, СПОРТИВНЫЙ). Какие слова, связанные со спортом, начинаются на звуки [С], [С']? (СТАРТ, СОРЕВНОВАНИЕ, СЛАВА, СУДЬЯ, СТАДИОН, СИЛА, СНОРОВКА и т.д.). В «спортивных» словах звуки [С] и [С'] могут стоять не только в начале, но и в середине слова. Вот послушай стихотворение и постарайся запомнить как можно больше слов с этими звуками:

 

 

 

Спортсмены

 

Что такое тренировка?

Сила, ловкость, и сноровка!

Спорт поможет нам везде:

И в учёбе, и в труде!

 

Пробил пенальти футболиСт.

Забросил шайбу хоккеиСт.

Красив в атаке рапириСт.

Силён, могуч атлет штангиСт.

Бросок проводит – каратиСт.

Взял трудный мяч волейболиСт.

В прыжке парит парашютиСт.

В игру вступает тенниСиСт.

 

Мат объявляет шахматиСт.

Шпагат иСполнил фигуриСт.

Идёт по склону слаломиСт.

Как лев сражается саблиСт.

 

                                                                                         (Е.Г. Карельская)

 

 

Посмотри на картинки и назови вид спорта и спортсменов:

 

 {phocagallery view=category|categoryid=2| limitstart=1|limitcount=26|detail=5|displayname=1| displaydetail=0|displaydownload=0|imageshadow=shadow1|displaybuttons=1}

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 2 «СПОРТСМЕНЫ»

 

 

 

Теперь самое время познакомить ребёнка с игрой «Волшебное превращение слова». Она научит малыша образовывать от одного слова – другое (однокоренное). В данном случае, от названия какого-то вида спорта - слово, указывающее на спортсмена, этим видом спорта занимающегося. Игру можно проводить с мячом. Взрослый говорит: «Кто играет в футбол?», - и бросает мяч ребёнку, тот ловит мячик и обдумывает ответ. Затем возвращает мяч взрослому: «Футболист!». Игра продолжается.

 

 

 

баСкетбол – баСкетболиСт

бильярд – бильярдиСт

бобСлей – бобСлеиСт

бокС – бокСёр

браСС – браССиСт

волейбол – волейболиСт

дзюдо – дзюдоиСт

каноэ – каноиСт

каратэ – каратиСт

штанга – штангиСт

яхта – яхтСмен

рапира – рапириСт

регби – регбиСт

Сабля – СаблиСт

Самбо – СамбиСт

Слалом – СлаломиСт

футбол – футболиСт

шахматы – шахматиСт

шашки – шашиСт

шпага – шпажиСт

парашют – парашютиСт

гимнаСтика – гимнаСт

 

            Подбери каждому спортсмену инвентарь, или снаряд. Составь предложение с этой парой слов. (Например, «Боксёру нужны боксёрские перчатки.»)

 

{phocagallery view=category|categoryid=4| limitstart=28|limitcount=54|detail=5|displayname=1| displaydetail=0|displaydownload=0|imageshadow=shadow1|displaybuttons=0}

 

 Назови, какому спортсмену нужен тот или иной спорт-инвентарь или снаряд?

 

  {phocagallery view=category|categoryid=6| limitstart=55|limitcount=68|detail=5|displayname=1| displaydetail=0|displaydownload=0|imageshadow=shadow1|displaybuttons=0} 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 3 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЛОВА»

 

Теперь проведём работу по расширению словаря и поиску слов со звуком [С] по лексической теме «Музыка».

 

            Названия каких музыкальных инструментов начинаются на звук [С]? (СКРИПКА, САКСАФОН). Музыкальные произведения на звуки [С], [С']? (СОНАТА, СОНАТИНА, СЮИТА, СИМФОНИЯ, СЕРЕНАДА)

 

Музыка и музыканты

 

Лишь мелодию услышим, -

Замираем и не дышим!

Кто играет так прекрасно?

Музыканты! Это ясно!

 

В филармонии концерт.

В нём на классику акцент.

За роялем – пианиСт.

Вот уж истинный артиСт!

Он сонату исполняет.

С ним оркестр выступает.

Впереди – седой   СКРИПАЧ,

ВиолончелиСт, трубач.

Чуть поодаль – кларнетиСт,

ТрамбониСт, флейтиСт, альтиСт.

 

Исполняет соло арфа.

Хороша арфиСтка Марфа!

Не забыть САКСОФОНИСТА,

Виртуоза и артиСта.

Музыканты хороши!

Все играют от души!

 

                                                                                     (Е.Г. Карельская)

 

(Картинки с изображением музыкальных инструментов и музыкантов)

 

 

 

Занятие № 4 «МУЗЫКАНТЫ»

 

1. Игра «Волшебное превращение слова» (с мячом)

 

альт – альтиСт

аккордеон – аккордеониСт

арфа – арфиСт

баян – баяниСт

валторна – валторниСт

виолончель – виолончелиСт

гармонь – гармониСт

гитара – гитариСт

горн – горниСт

кларнет – кларнетиСт

лютня – лютниСт

орган – органиСт

пианино – пианиСт

СакСофон - СакСофониСт

трамбон – трамбониСт

флейта – флейтиСт

 

 

 2.Составь предложение с заданной парой слов.

 

Например, «пианист – рояль»: «Пианист играет на рояле».

 «скрипка- виолончель» : «Скрипка и виолончель – струнные инструменты».

 

 

 

 

 

Занятие № 5 «ПРОФЕССИИ».

 

 

 

Профессий и занятий очень много!

 

А ты, какую выберешь дорогу?

1.Назови профессию по картинке:

 

(Картинки с изображением различных профессий)

 

 

2. Игра «Волшебное превращение слова» (с мячом)

 

велосипед – велосипедиСт

визаж – визажиСт

журнал – журналиСт

капитал – капиталиСт

куплет – куплетиСт

машина – машиниСт

мотор – моториСт

мотоцикл – мотоциклиСт

пародия – пародиСт

пейзаж – пейзажиСт

программа – программиСт

Связь – СвязиСт

Стиль - СтилиСт

Сценарий – СценариСт

такСи – такСиСт

театр - артиСт

телеграф – телеграфиСт

телефон – телефониСт

трактор – тракториСт

финанСы – финанСиСт

хор – хориСт

юмор – юмориСт

 

           

 3. Составь предложение с заданным словом

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 6 «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО!»

 

 

 

Ещё одна игра, которая поможет ребёнку закрепить в речи звуки С, С' и активизирует словарь – «Подскажи словечко!». Как в неё играть, догадаться просто.

 

 

 

Приглашает всех ребят

Урожай отведать … (САД).

Налетело много ос,

Береги, малыш, свой … (НОС).

В малине поселился клоп.

Он пьёт малиновый … (СИРОП).

Поставил режиссёр балет.

В основу СКАЗКИ   лёг … (СЮЖЕТ).

По ночам она не спит,

Очень зорко вдаль глядит.

Словно тыква голова.

Это – хищная … (СОВА).

Он весну встречает песней,

Нету песни той чудесней.

Знатный СРЕДИ птиц певец

Называется … (СКВОРЕЦ).

В посудной лавке франт-маркиз

Для дамы выбирал сервиз.

Он исполнял её каприз,

Желая сделать ей … (СЮРПРИЗ).

К СТРИЖУ приполз усатый жук,

Просил СКРОИТЬ ему … (СЮРТУК).

На поле шёлковый газон:

Футбольный начался … (СЕЗОН).

Пришёл к разведчику пакет.

-          А что в пакете том?

-          … (СЕКРЕТ)!

Взяв на борт людей, багаж,

Отправляется в вояж.

Совершает перелёт

Серебристый … (САМОЛЁТ).

Если вместе все семь я,

Получается … (СЕМЬЯ).

Благоухает третий день

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Любит сало эта птица,

Желтогрудая … (СИНИЦА)

Не страдает от жары.

Он – любимец детворы.

Добродушен и умен

Лопоухий СЕРЫЙ… (СЛОН).

 

                (Все стихи – Е.Г. Карельской из книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

 

           

 

 

 

 

Занятие № 7. Игра «Слово заблудилось»

 

Теперь познакомьте ребёнка с новой увлекательной игрой «Слово заблудилось!». Её цель - развитие фонематического слуха. В качестве вступления прочтите стихотворение:

 

Заблудиться может каждый,

 

Даже очень-очень важный:

 

Бизнесмен или ребёнок,

 

Белка, мышка и слонёнок.

 

Вот и слово заблудилось,

 

Испугалось и закрылось…

 

Среди прочих слов оно

 

На звук [с] всего одно!

 

                           (Е.Г. Карельская)

 

       Среди ряда слов (от двух до пяти-шести), ребёнок должен отыскать слово на звук [С] или [С']. Эта игра разовьёт у него слуховое внимание и послужит хорошей профилактикой дисграфии. Ряды слов взрослый записывает заранее на бумажке, чтобы в процессе игры не заниматься лихорадочным подбором слов. Важное условие: в каждом ряду слов звук [С] или [С '] должен быть только в одном слове:

 

цепь - слон - зуб;

 

забор – шишка – сад;

 

соседи – завод – цапля;

 

сапоги - жук – золото – шина;

 

щенок – шуба - санки – заяц

 

чашка – сено – завод

 

селёдка – заноза – цель - шашки     и т.д.

 

 

Занятие № 8 «ЗАГАДКИ»

 

 

 

При работе над звуками [С], [С'] не обойтись без загадок. Просто замечательно, если они будут выучены наизусть самим ребёнком. Если осуществить это сложно, ребёнок с удовольствием станет искать отгадку среди картинок. Надо лишь напомнить, что слово-отгадка должно начинаться на звук [С] или [С'].

 

 

 

В небе праздничном   ночном

Расцветает он огнём.

Вянет быстро тот букет:

Миг, другой, его уж нет.

(САЛЮТ)

 

Из двух озёр бегут ручьи.

Солёны те ручьи, учти!

(СЛЁЗЫ)

 

Для коров и лошадей

Нет зимой его вкусней.

Словно облако пушисто,

Хоть и сухо, но душисто.

(СЕНО)

Там принцы, короли, шуты

Живут без лишней СУЕТЫ.

СЧАСТЛИВЫЙ   там всегда конец:

Идут герои под венец.

(СКАЗКА)

Вижу вСё, как наяву.

ВСтану утром, - не пойму:

В нём подСказка   иль СОВЕТ?

Правда это, или нет?

(СОН)

Есть в напитках и еде.

Растворяется в воде.

Привлекает ос и пчёл,

Сладкоежкам дан на стол.

(САХАР)

 (Все загадки – Е.Г. Карельской из книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

 

           

 

 

 

 

 

Занятие № 9 «СКАЖИ НАОБОРОТ»

 

 

 

Ещё одна игра: «ПОДБЕРИ СЛОВО С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ» («СКАЖИ НАОБОРОТ»). Она предполагает подбор слов- антонимов на звуки [С], [С']. Игру можно проводить с мячом. Предварительно прочтите ребёнку сказку «Кривое зеркало» (из раздела нашего сайта «Грамматические сказки»). Значения некоторых слов ребёнку придётся объяснять:

 

 

 

голодный – сытый

горький – сладкий

добродушный – сердитый

несчастный – счастливый

слабый – сильный

трусливый – смелый

тёмный – светлый

чёрствый – свежий

чужой – свой

вчера – сегодня

кисло – сладко

мокро - сухо

неволя (плен) – свобода

пасмурно – солнечно

соль - сахар

тьма - свет

темно – светло

юг - север

  

 

Материал из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.) - все права защищены (копирование запрещено!)

 

 

P.S. Более подробно и обширно работу над звуками я осветила в серии своих книг под условным названием «В царстве звуков и слов». Произведения эти с 2010 года «томятся» в издательстве «Дрофа». Они уже свёрстаны и подготовлены к печати, но никак не выйдут. Хотя материал там нужный и ценный как для педагогов, так и для родителей. Каждый из читателей сайта может поспособствовать выходу этих книг. Если каждый, кому нравится работать с моим материалом, позвонит или напишет в издательство, дело «сдвинется с мёртвой точки». Заранее благодарна! Об этом мне говорили и редакторы отделов. В роли «тормоза» выступает отдел маркетинга издательства, они сомневаются, что материал по логопедии населению нужен!!!

 

Эл. адрес издательства: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.  или : This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.">This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

127018, Москва, Сущёвский вал, 49. Издательство «Дрофа»

Или: 127018, Москва, а/я 79

Тел.: 8 -(495) 795-05-50 , 8 - (495) 795-05-51