ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С']
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ [С], [С']
(материал для детей 5 – 10 лет)
Чтобы ребёнку было интересно заниматься, взрослый должен проявить выдумку, включить в занятие игровые элементы.Помимо речевого материала, приведённого в разделе "Постановка и автоматизация звуков", рекомендуем использовать следующие приёмы и игры.
Занятие № 1 «СИЛА, ЛОВКОСТЬ И СНОРОВКА!»
Кто это? СЛОН. Но он ещё и СПОРТСМЕН. Это слово образовалось от слова СПОРТ. На какой звук начинаются эти два слова? На звук [С]. Какие ещё слова можно образовать от слова СПОРТ? (СПОРТСМЕНКА, СПОРТИВНЫЙ). Какие слова, связанные со спортом, начинаются на звуки [С], [С']? (СТАРТ, СОРЕВНОВАНИЕ, СЛАВА, СУДЬЯ, СТАДИОН, СИЛА, СНОРОВКА и т.д.). В «спортивных» словах звуки [С] и [С'] могут стоять не только в начале, но и в середине слова. Вот послушай стихотворение и постарайся запомнить как можно больше слов с этими звуками:
Спортсмены
Что такое тренировка? Сила, ловкость, и сноровка! Спорт поможет нам везде: И в учёбе, и в труде!
Пробил пенальти футболиСт. Забросил шайбу хоккеиСт. Красив в атаке рапириСт. Силён, могуч атлет штангиСт. |
Бросок проводит – каратиСт. Взял трудный мяч волейболиСт. В прыжке парит парашютиСт. В игру вступает тенниСиСт.
Мат объявляет шахматиСт. Шпагат иСполнил фигуриСт. Идёт по склону слаломиСт. Как лев сражается саблиСт. |
(Е.Г. Карельская)
Посмотри на картинки и назови вид спорта и спортсменов:
{phocagallery view=category|categoryid=2| limitstart=1|limitcount=26|detail=5|displayname=1| displaydetail=0|displaydownload=0|imageshadow=shadow1|displaybuttons=1}
Занятие № 2 «СПОРТСМЕНЫ»
Теперь самое время познакомить ребёнка с игрой «Волшебное превращение слова». Она научит малыша образовывать от одного слова – другое (однокоренное). В данном случае, от названия какого-то вида спорта - слово, указывающее на спортсмена, этим видом спорта занимающегося. Игру можно проводить с мячом. Взрослый говорит: «Кто играет в футбол?», - и бросает мяч ребёнку, тот ловит мячик и обдумывает ответ. Затем возвращает мяч взрослому: «Футболист!». Игра продолжается.
баСкетбол – баСкетболиСт бильярд – бильярдиСт бобСлей – бобСлеиСт бокС – бокСёр браСС – браССиСт волейбол – волейболиСт дзюдо – дзюдоиСт каноэ – каноиСт каратэ – каратиСт штанга – штангиСт яхта – яхтСмен |
рапира – рапириСт регби – регбиСт Сабля – СаблиСт Самбо – СамбиСт Слалом – СлаломиСт футбол – футболиСт шахматы – шахматиСт шашки – шашиСт шпага – шпажиСт парашют – парашютиСт гимнаСтика – гимнаСт |
Подбери каждому спортсмену инвентарь, или снаряд. Составь предложение с этой парой слов. (Например, «Боксёру нужны боксёрские перчатки.»)
{phocagallery view=category|categoryid=4| limitstart=28|limitcount=54|detail=5|displayname=1| displaydetail=0|displaydownload=0|imageshadow=shadow1|displaybuttons=0}
Назови, какому спортсмену нужен тот или иной спорт-инвентарь или снаряд?
{phocagallery view=category|categoryid=6| limitstart=55|limitcount=68|detail=5|displayname=1| displaydetail=0|displaydownload=0|imageshadow=shadow1|displaybuttons=0}
Занятие № 3 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЛОВА»
Теперь проведём работу по расширению словаря и поиску слов со звуком [С] по лексической теме «Музыка».
Названия каких музыкальных инструментов начинаются на звук [С]? (СКРИПКА, САКСАФОН). Музыкальные произведения на звуки [С], [С']? (СОНАТА, СОНАТИНА, СЮИТА, СИМФОНИЯ, СЕРЕНАДА)
Музыка и музыканты
Лишь мелодию услышим, - Замираем и не дышим! Кто играет так прекрасно? Музыканты! Это ясно!
В филармонии концерт. В нём на классику акцент. За роялем – пианиСт. Вот уж истинный артиСт! Он сонату исполняет. С ним оркестр выступает. |
Впереди – седой СКРИПАЧ, ВиолончелиСт, трубач. Чуть поодаль – кларнетиСт, ТрамбониСт, флейтиСт, альтиСт.
Исполняет соло арфа. Хороша арфиСтка Марфа! Не забыть САКСОФОНИСТА, Виртуоза и артиСта. Музыканты хороши! Все играют от души! |
(Е.Г. Карельская)
(Картинки с изображением музыкальных инструментов и музыкантов)
Занятие № 4 «МУЗЫКАНТЫ»
1. Игра «Волшебное превращение слова» (с мячом)
альт – альтиСт аккордеон – аккордеониСт арфа – арфиСт баян – баяниСт валторна – валторниСт виолончель – виолончелиСт гармонь – гармониСт гитара – гитариСт |
горн – горниСт кларнет – кларнетиСт лютня – лютниСт орган – органиСт пианино – пианиСт СакСофон - СакСофониСт трамбон – трамбониСт флейта – флейтиСт |
2.Составь предложение с заданной парой слов.
Например, «пианист – рояль»: «Пианист играет на рояле».
«скрипка- виолончель» : «Скрипка и виолончель – струнные инструменты».
Занятие № 5 «ПРОФЕССИИ».
Профессий и занятий очень много!
А ты, какую выберешь дорогу?
1.Назови профессию по картинке:
(Картинки с изображением различных профессий)
2. Игра «Волшебное превращение слова» (с мячом)
велосипед – велосипедиСт визаж – визажиСт журнал – журналиСт капитал – капиталиСт куплет – куплетиСт машина – машиниСт мотор – моториСт мотоцикл – мотоциклиСт пародия – пародиСт пейзаж – пейзажиСт программа – программиСт |
Связь – СвязиСт Стиль - СтилиСт Сценарий – СценариСт такСи – такСиСт театр - артиСт телеграф – телеграфиСт телефон – телефониСт трактор – тракториСт финанСы – финанСиСт хор – хориСт юмор – юмориСт |
3. Составь предложение с заданным словом
Занятие № 6 «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО!»
Ещё одна игра, которая поможет ребёнку закрепить в речи звуки С, С' и активизирует словарь – «Подскажи словечко!». Как в неё играть, догадаться просто.
Приглашает всех ребят Урожай отведать … (САД). |
Налетело много ос, Береги, малыш, свой … (НОС). |
В малине поселился клоп. Он пьёт малиновый … (СИРОП). Поставил режиссёр балет. В основу СКАЗКИ лёг … (СЮЖЕТ). |
По ночам она не спит, Очень зорко вдаль глядит. Словно тыква голова. Это – хищная … (СОВА). |
Он весну встречает песней, Нету песни той чудесней. Знатный СРЕДИ птиц певец Называется … (СКВОРЕЦ). В посудной лавке франт-маркиз Для дамы выбирал сервиз. Он исполнял её каприз, Желая сделать ей … (СЮРПРИЗ). К СТРИЖУ приполз усатый жук, Просил СКРОИТЬ ему … (СЮРТУК). На поле шёлковый газон: Футбольный начался … (СЕЗОН). Пришёл к разведчику пакет. - А что в пакете том? - … (СЕКРЕТ)! |
Взяв на борт людей, багаж, Отправляется в вояж. Совершает перелёт Серебристый … (САМОЛЁТ). Если вместе все семь я, Получается … (СЕМЬЯ). Благоухает третий день В саду персидская … (СИРЕНЬ). Любит сало эта птица, Желтогрудая … (СИНИЦА) Не страдает от жары. Он – любимец детворы. Добродушен и умен Лопоухий СЕРЫЙ… (СЛОН). |
(Все стихи – Е.Г. Карельской из книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)
Занятие № 7. Игра «Слово заблудилось»
Теперь познакомьте ребёнка с новой увлекательной игрой «Слово заблудилось!». Её цель - развитие фонематического слуха. В качестве вступления прочтите стихотворение:
Заблудиться может каждый,
Даже очень-очень важный:
Бизнесмен или ребёнок,
Белка, мышка и слонёнок.
Вот и слово заблудилось,
Испугалось и закрылось…
Среди прочих слов оно
На звук [с] всего одно!
(Е.Г. Карельская)
Среди ряда слов (от двух до пяти-шести), ребёнок должен отыскать слово на звук [С] или [С']. Эта игра разовьёт у него слуховое внимание и послужит хорошей профилактикой дисграфии. Ряды слов взрослый записывает заранее на бумажке, чтобы в процессе игры не заниматься лихорадочным подбором слов. Важное условие: в каждом ряду слов звук [С] или [С '] должен быть только в одном слове:
цепь - слон - зуб;
забор – шишка – сад;
соседи – завод – цапля;
сапоги - жук – золото – шина;
щенок – шуба - санки – заяц
чашка – сено – завод
селёдка – заноза – цель - шашки и т.д.
Занятие № 8 «ЗАГАДКИ»
При работе над звуками [С], [С'] не обойтись без загадок. Просто замечательно, если они будут выучены наизусть самим ребёнком. Если осуществить это сложно, ребёнок с удовольствием станет искать отгадку среди картинок. Надо лишь напомнить, что слово-отгадка должно начинаться на звук [С] или [С'].
В небе праздничном ночном Расцветает он огнём. Вянет быстро тот букет: Миг, другой, его уж нет. (САЛЮТ)
Из двух озёр бегут ручьи. Солёны те ручьи, учти! (СЛЁЗЫ)
Для коров и лошадей Нет зимой его вкусней. Словно облако пушисто, Хоть и сухо, но душисто. (СЕНО) |
Там принцы, короли, шуты Живут без лишней СУЕТЫ. СЧАСТЛИВЫЙ там всегда конец: Идут герои под венец. (СКАЗКА) Вижу вСё, как наяву. ВСтану утром, - не пойму: В нём подСказка иль СОВЕТ? Правда это, или нет? (СОН) Есть в напитках и еде. Растворяется в воде. Привлекает ос и пчёл, Сладкоежкам дан на стол. (САХАР) |
(Все загадки – Е.Г. Карельской из книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)
Занятие № 9 «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Ещё одна игра: «ПОДБЕРИ СЛОВО С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ» («СКАЖИ НАОБОРОТ»). Она предполагает подбор слов- антонимов на звуки [С], [С']. Игру можно проводить с мячом. Предварительно прочтите ребёнку сказку «Кривое зеркало» (из раздела нашего сайта «Грамматические сказки»). Значения некоторых слов ребёнку придётся объяснять:
голодный – сытый горький – сладкий добродушный – сердитый несчастный – счастливый слабый – сильный трусливый – смелый тёмный – светлый чёрствый – свежий чужой – свой |
вчера – сегодня кисло – сладко мокро - сухо неволя (плен) – свобода пасмурно – солнечно соль - сахар тьма - свет темно – светло юг - север
|
Материал из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.) - все права защищены (копирование запрещено!)
P.S. Более подробно и обширно работу над звуками я осветила в серии своих книг под условным названием «В царстве звуков и слов». Произведения эти с 2010 года «томятся» в издательстве «Дрофа». Они уже свёрстаны и подготовлены к печати, но никак не выйдут. Хотя материал там нужный и ценный как для педагогов, так и для родителей. Каждый из читателей сайта может поспособствовать выходу этих книг. Если каждый, кому нравится работать с моим материалом, позвонит или напишет в издательство, дело «сдвинется с мёртвой точки». Заранее благодарна! Об этом мне говорили и редакторы отделов. В роли «тормоза» выступает отдел маркетинга издательства, они сомневаются, что материал по логопедии населению нужен!!!
Эл. адрес издательства: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. или : This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.">This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
127018, Москва, Сущёвский вал, 49. Издательство «Дрофа»
Или: 127018, Москва, а/я 79
Тел.: 8 -(495) 795-05-50 , 8 - (495) 795-05-51