ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СВИСТЯЩИМИ ЗВУКАМИ [З], [З']
Работа над звуками [С], [С'] прошла успешно? Вспомним о других свистящих: [З], [З']. Чтобы поддержать у ребенка устойчивый интерес к занятиям, используем игровые приемы. Помимо речевого материала, приведённого в разделе "Постановка и автоматизация звуков", рекомендуем использовать следующие приёмы и игры.
Занятие № 1. Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»
В работе с ними также используется игра «Скажи наоборот». Сначала ребёнок просто подбирает слова с противоположным значением на звуки З, З':
болезнь – здравие (здоровье) добро - зло доброта – злоба лето – зима мороз – зной разрешение – запрет скромность – зазнайство |
беззубый - зубастый безродный – знатный глухой – звонкий неприметный - заметный неспелый - зрелый открытый – замкнутый слепой – зоркий, зрячий |
веселить – злить гнать – звать освобождать - завоёвывать откопать – зарыть, закопать открыть - закрыть прощаться – здороваться помнить – забыть |
Потом – ребёнок продолжает начатое вами предложение:
Звук [С] – глухой, а … . (Звук [С] – глухой, а звук [З] – звонкий.)
Доктор Айболит добрый, а … … .
Когда и с этой задачей ребёнок будет легко справляться, составить предложение целиком и полностью доверьте ему. Вам останется лишь подбрасывать ему пары слов-антонимов.
Занятие № 2. Игра «Слово заблудилось»
Продолжайте развивать фонематический слух ребёнка, используя увлекательную игру «Слово заблудилось!». Теперь ему предстоит искать слова на звуки [З], [З']. В качестве вступления вновь прочтите стихотворение:
ЗАБЛУДИТЬСЯ может каждый,
Даже очень-очень важный:
БиЗнесмен или ребёнок,
Белка, мышка и ЗАЙЧОНОК.
Вот и слово ЗАБЛУДИЛОСЬ,
Испугалось и ЗАКРЫЛОСЬ…
Среди прочих слов оно
На ЗВУК [З] всего одно!
(Е.Г. Карельская)
Вот какие ряды слов можно использовать:
цепь - слон - зуб;
забор – шишка – сад;
весна – завод – цапля;
коса - жук – золото – шина;
часы – щенок – шуба – заяц
Зина – сок – щётка
чайник - зима – щавель – шум и т.д.
Занятие № 3 Игра «Подскажи словечко!»
Мы с приятелем вдвоём
Мы с приятелем вдвоём ЗАМЕЧАТЕЛЬНО живём! Он вопрос, а я – ответ. Дельный другу дам совет!
-Этажи и этажи… Как ЗОВЁТСЯ? Подскажи! -Трудное ЗАДАНИЕ! Это дом, иль … (ЗДАНИЕ).
-Если я смотрю кино, Иль во двор через окно, ЗНАЧИТ, я смотритель? -Нет, ты просто … (ЗРИТЕЛЬ)!
-Мимо ссоры не пройдем, Драчунов мы раЗведём. Не выносим шум и драки! -Мы с тобой не … (ЗАБИЯКИ)! |
-Посмотри, какая груша! -Очень хочешь её скушать? -Да! Но как пройти во двор? -Перелезь через …(ЗАБОР)!
-Друг! Ну, как твои дела? Груша вкусною была? -ЗА ЗАБОРОМ были роЗы… У меня кругом …(ЗАНОЗЫ)!
-Пролилась из банки краска, На манжетах клей, ЗАМАЗКА… Вся испачкана рубашка! -Ты, мой милый, … (ЗАМАРАШКА).
-В детский сад с тобой ходили, Хороводы ЗАВОДИЛИ… -Вот поэтому, Данила, Ты и в жизни …(ЗАВОДИЛА)! |
Материал из книги Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.) - все права защищены (копирование запрещено!)
P.S. Более подробно и обширно работу над звуками я осветила в серии своих книг под условным названием «В царстве звуков и слов». Произведения эти с 2010 года «томятся» в издательстве «Дрофа». Они уже свёрстаны и подготовлены к печати, но никак не выйдут. Хотя материал там нужный и ценный как для педагогов, так и для родителей. Каждый из читателей сайта может поспособствовать выходу этих книг. Если каждый, кому нравится работать с моим материалом, позвонит или напишет в издательство, дело «сдвинется с мёртвой точки». Заранее благодарна! Об этом мне говорили и редакторы отделов. В роли «тормоза» выступает отдел маркетинга издательства, они сомневаются, что материал по логопедии населению нужен!!!
Эл. адрес издательства: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. или : This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
127018, Москва, Сущёвский вал, 49. Издательство «Дрофа»
Или: 127018, Москва, а/я 79
Тел.: 8 -(495) 795-05-50 , 8 - (495) 795-05-51