Общее недоразвитие речи
Определение: ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.
Пояснение для родителей: ОНР может быть у детей с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, афазией). ОНР бывает четырёх уровней. Самый тяжёлый – первый, это лепетная речь: «Ля би каля» (Оля на машине ехала) в четыре-пять лет. До трех-четырёх лет при отсутствии речи говорят о задержке речевого развития (ЗРР).
Итак, что свидетельствует об ОНР у ребёнка, т.е. о системном нарушении речевой деятельности?
Ведущий признак: позднее появление речи. Первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5-ти годам.
Основные признаки:
- нарушение звукопроизношения, речь малопонятная для окружающих;
- нарушение фонематического слуха (слуха на звуки речи);
- бедный активный словарь, не отвечающий возрастным нормам;
- аграмматичная, недостаточно фонетически оформленная фразовая речь;
- большие трудности в составлении устных рассказов;
- дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения)
Сопутствующие нарушения:
- неустойчивое внимание;
- слабая память;
- ограниченные возможности развития познавательной деятельности;
- нарушение словесно-логического мышления;
- трудности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
- отставание в развитии двигательной сферы (плохая координация движений, переключаемость, скорость и т.д.)
Всё это родители могут наблюдать у своего ребёнка. И если возле большинства из вышеперечисленных признаков и сопутствующих нарушений они поставили знак +, стало быть, необходимо вместе с ребёнком посетить логопеда.
Самую действенную помощь ребёнок с ОНР может получить в специализированном детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Там с ним будут заниматься на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях учителя-логопеды, психологи и прочие специалисты. В кабинете логопеда малыш сможет восполнить недостатки в своём речевом развитии, он получит навыки общения, расширит кругозор. Психолог поможет справиться с поведенческими и психологическими проблемами, поспособствует полноценному становлению личности.
Помимо этих специалистов, в детских садах компенсирующего вида работают музыкальные руководители, инструкторы физкультуры, воспитатели. Они также вносят свою ощутимую лепту в коррекционный процесс, который строится на основании специальных программ, учитывающих потребности данного типа дошкольного образовательного учреждения. ДОУ могут разрабатывать и свои программы, с учётом контингента детей. Со всеми этими программами родители могут познакомиться на сайтах образовательных учреждений. Посещать такие ДОУ дети с ЗРР и ОНР могут начиная с 2-3-х лет.
В сады компенсирующего вида могут попасть дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и получившие путёвку в отделе образования города (района).
Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории.