Восстановление голоса при различных заболеваниях
Голосовая функция у детей и подростков часто бывает нарушена. Это может быть:
- полное отсутствие голоса (афония на фоне ринолалии, дизартрии, стеноза гортани или воспалительных процессов в ротоглотке);
- частичное отсутствие голоса (дисфония на фоне ринолалии, дизартрии, стеноза гортани, или воспалительных процессов в ротоглотке);
- гнусавый оттенок голоса (при ринолалии, дизартрии, заболеваниях носоглотки)
Наиболее частые причины голосовых расстройств у детей:
- заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки;
- нарушения в работе лёгких, бронхов и трахеи;
- заболевания сердца и сердечнососудистой системы;
-несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса (перенапряжение голосовых связок, неправильная техника голосоподачи);
- снижение слуха.
Указанные этиологические факторы (причины) приводят либо к органическим, либо к функциональным нарушениям голоса. Но деление это условно: функциональные нарушения часто приводят к органическим нарушениям и наоборот.
Думаю, что для родителей важна не столько классификация голосовых нарушений, сколько практические советы. Как в домашних условиях восстановить утраченные речевые функции, если ребёнку поставили диагноз: ринолалия, ринофония,дисфония или дизартрия? На нашем сайте есть статьи, посвящённые этим недугам, даны основные приёмы и методы логопедической работы при этих речевых нарушениях (в разделе «Виды речевых нарушений» (статьи «Задержка речевого развития», «Ринолалия», «У ребёнка – дизартрия»); в разделе «Комплексная работа над речью»).
-
Гиперкинетическая дисфония и афония
Последнее время на приём к логопеду всё чаще приходят дети с таким нарушением голоса, как гиперкинетическая (спастическая) дисфония. Попросту говоря, это – расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения. Голос у ребёнка становится хриплым, сиплым, очень тихим, или вовсе исчезает.
Что можно посоветовать в качестве профилактики? Не давайте детям (как совсем маленьким, так и большим) кричать, не заставляйте их петь при плохо поставленном голосе. У детей в ротоглотке и носоглотке сейчас почти непрекращающиеся воспалительные процессы (катары, тонзиллиты, трахеиты, ларингиты, риниты и прочее). Внешние условия тоже не раздуют: пыль, дым, пересушенный воздух в помещениях, или, наоборот, сырость, плесневые грибки. Вкупе с перенапряжением голоса и воспалительными процессами это и приводит к дисфонии или афонии.
Если расстройство голоса у ребёнка наблюдается продолжительное время, возникают и органические изменения в гортани: утолщаются и набухают слизистые оболочки, появляются узелки на голосовых связках. В дополнение ко всему у ребёнка нарушается функция дыхания: как физиологического, так и фонационного (речевого).
Лечение гиперкинетической дисфонии и афонии длительное. Потребуется большое упорство и терпение, как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей. Придётся соблюдать ряд основных требований:
- не кричать и громко не разговаривать где бы то ни было;
- вовремя лечить все воспалительные заболевания рото-и-носоглотки;
- заниматься пением только под руководством профессиональных педагогов-фониатров;
- постоянно наблюдаться у отоларингологов и логопедов.
3. Патологические изменения в гортани
Какие ещё болезненные процессы могут наблюдаться в гортани, и какие из них приводят к стойким нарушениям голоса? В первую очередь это:
- ларингиты (на фоне острых, хронических и инфекционных заболеваний);
- ожоги (термические и химические);
- травмы;
- опухоли гортани;
- парезы и параличи голосовых связок.
В детском возрасте чаще всего встречаются доброкачественные новообразования в гортани: папилломы (бородавчатые опухоли неясной этиологии). Их излюбленное место произрастания – истинные и ложные голосовые связки. Возникают эти образования обычно в раннем детстве (от 1 года до 5 лет), после удаления они нередко рецидивируют (разрастаются снова). Важно не пропустить время начала заболевания. Что должно насторожить родителей? Прогрессирующая охриплость голоса ребёнка, доходящая постепенно до афонии (полная утрата голоса). У ребёнка также наблюдается затруднённое дыхание, оно усугубляется по мере разрастания опухоли. Лечение – только хирургическое. Но! Очень часто в процессе хирургического лечения может возникнуть рубцовый стеноз гортани.
Стеноз гортани (значительное уменьшение или полное закрытие просвета гортани) возникает:
- после острых заболеваний (дифтерии, кори, гриппозных ларинготрахеитов, подсвязочных ларингитов);
- после химических и термических ожогов;
- после удаления из ротоглотки инородных тел;
- после операций по поводу удаления опухолевых образований (кист, фибром, папиллом и проч.)
Лечение при рубцовом стенозе и папилломатозе гортани длительное, в основном – хирургическое. Мы на нём останавливаться не будем. Перейдём сразу к периоду реабилитации. Он состоит из нескольких этапов и рассчитан на комплексный подход. Что это значит? Наряду с терапевтическими, медикаментозными мерами, необходимо проводить ортофоническое лечение. В него входят:
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательные упражнения;
- общеукрепляющая гимнастика тела;
- вибрационное воздействие на гортань (по показаниям);
- физиотерапевтическое лечение (по показаниям).
Кстати, подобный же комплексный подход применяется и в период восстановления голоса при ринолалии и дизартрии.
Идеально, если восстанавливать звучный голос ребёнку будут специалисты (логопеды, фониатры), но они есть только в крупных городах и районных центрах. А если семья с больным ребёнком после операций по поводу стеноза гортани или ринолалии возвращается в отдалённый от центра город или посёлок, где даже отоларингологи – за несколько километров? Что делать им? Во-первых, не отчаиваться. Во-вторых, запастись терпением и изучить соответствующую литературу по реабилитации, благо интернет-то теперь есть практически в каждом населённом пункте. И, наконец, в-третьих, настроиться на работу. Она будет нелёгкой, изнурительной и очень кропотливой. На быстрый результат рассчитывать не приходится.
4. Занятия по восстановлению голоса.
Занятия должны включать в себя массаж; мимическую гимнастику; артикуляционные, дыхательные и общеукрепляющую гимнастику одновременно. Начинайте с нескольких минут, очень постепенно увеличивайте время занятий. Вашим девизом должен быть: «Не навреди!». Если есть возможность, постоянно консультируйтесь со специалистами, например, по интернету; но лучше, конечно, «вживую».
Для снятия напряжения артикуляционного аппарата, а также для повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Он выполняется подушечками пальцев. (Не забудьте тщательно вымыть руки!) Движения:
-
от седины лба – к вискам, затем – вокруг глаз – к переносице;
-
от переносицы - к околоушной впадине;
-
от кончика носа по его спинке вверх и обратно;
-
винтообразное движение вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.
Вибрационный массаж заключается в поколачивании кончиком указательного пальца по крыльям носа (последовательно: левого, правого, обоих одновременно), с одновременным произнесением звука [м].
Ребёнок должен освоить мимические упражнения:
- морщить лоб, нос; - хмуриться, сдвигать брови;
- надувать щёки, губы;
- улыбаться;
- поднимать брови (удивляться) и прочее.
После массажа и мимических упражнений выполняются 2-3-4-5 артикуляционных упражнения для разных частей артикуляционного аппарата. Каждое упражнение проводится чётко и неторопливо перед зеркалом. Комплексы артикуляционных упражнений даны на нашем сайте в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка».
Для активизации мягкого нёба и нёбной занавески показаны следующие упражнения:
- покашливание;
- зевота;
- глотание капель воды (мама капает воду на язык с помощью пипетки);
- полоскание горла тёплой водой;
- произнесение гласного звука [а] на твёрдой атаке (резко)
Упражнения для развития координированной работы всех частей артикуляционного аппарата:
-
Медленное произнесение гласных:
- беззвучно с утрированной артикуляцией;
- на шёпоте;
- умеренно громко.
а) изолированно, длительно: А______, У_____, О_______, Ы_______, Ы______, Э_____
б) произнесение двух гласных на одном выдохе: а – э; о – у; у – ы; э – и и т.д.
в) произнесение трёх гласных на одном выдохе: а – э - о; о – у - и; у – ы - и; э – и - а
г) произнесение четырёх гласных на одном выдохе: а – э – о - у; о – у – а - и; у – ы – и -э; э – и – ы - а и т.д.
-
Произнесение слогов и слов (на одном выдохе):
- беззвучно с утрированной артикуляцией;
- на шёпоте;
- умеренно громко.
Слоги и слова подбираются на определённый согласный звук. Например, на [П]:
па – по –пу – пы – пэ; ап – оп – уп – ып – эп;
пап – поп – пуп – пып – пэп; пат – пот – пут – пыт – пэт;
топ – тап – туп – тэп – тып; кап – коп – куп – куп – кэп;
пол – пул – пыл – пал – пел и т.д.
пук Пух пуф пуща путь пушок |
пот пост порт пояс почка почта |
пан пар пал палка парта паста |
3. Произнесение чистоговорок, пословиц, поговорок, скороговорок:
- беззвучно с утрированной артикуляцией;
- на шёпоте;
- умеренно громко.
Подобным же образом подбирается речевой материал на все согласные звуки русского языка.
(Речевой материал, в том числе: чистоговорки, пословицы, скороговорки на все звуки можно найти в разделах нашего сайта:«Постановка и автоматизация звуков», «Учимся говорить правильно», «Комплексная работа над речью», «Речевые игры для детей», «Логопедические скороговорки», «Загадки и скороговорки от Карельской Е.Г.»).
Дыхательная гимнастика может быть:
- статическая
- динамическая
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
-
Не переутомлять ребёнка и строго дозировать количество и темп проводимых упражнений.
-
Следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом.
-
Ребёнок не должен напрягать плечи, шею, руки.
-
Ребёнка надо учить ощущать работу (движение) диафрагмы, межрёберных мышц, мышц нижней части живота.
-
Все движения ребёнок производит плавно, под счёт, в проветренном помещении.
-
Заниматься надо либо до еды, либо через час-полтора после.
Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями.
Цель статических упражнений: выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнерёберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлинённого выдоха.
Это может быть:
- дутьё на ватные шарики, на воду, на пушистые одуванчики и проч.;
- надувание мыльных пузырей, воздушных шариков;
- игра на детских музыкальных инструментах (дудочка, свирель, свистулька, губная гармошка и проч.)
Чередование носового и ротового дыхания:
- вдох носом, выдох через рот;
- вдох ртом, выдох через рот.
(Подробно в разделе сайта «Виды речевых нарушений» статья «Ринолалия»).
Динамическая дыхательная гимнастика связана с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног, туловища и включает в себя элементы лечебной физкультуры. Начинается гимнастика с ходьбы, затем идут упражнения основного комплекса. Все сразу брать нецелесообразно, начните с одного-двух, и очень постепенно увеличивайте нагрузку. Следите за дыханием: вдох – носом, выдох ртом через округлённые и сближенные губы.
Например:
-
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх – вдох, опустить руки вдоль туловища – выдох.
-
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок - вдох, опустить руки вниз – выдох.
-
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением правой руки в сторону – вдох, исходное положение – выдох. То же самое – в левую сторону.
-
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки скользят при этом вдоль туловища до подмышечной впадины – вдох, исходное положение – выдох. Во время выдоха длительно произносятся звуки: С___, З___, Ф___, В___, Ш___, Ж____; сочетания звуков: ПФ____, ПШ____ .
-
Исходное положение – стоя, ноги вместе, голова прямо. Вдох. Плавное, медленное нагибание головы попеременно к левому плечу (выдох), И.П. (вдох), наклон правому плечу (выдох).
-
Исходное положение – стоя, ноги вместе, голова прямо. Плавное, медленное нагибание головы назад – вдох и вперёд - выдох.
-
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх - вдох, присесть, обхватить руками колени и произнести « УХ», «УФ» - выдох.
-
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой, пальцы переплести - вдох. Наклон туловища вперёд («дровосек») с произнесением на выдохе: «УХ!».
-
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх –вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных (с, з, ш, ж, щ, в, ф), или гласных (а, у, о. и, э), а также слогов УХ, УФ.
-
Исходное положение – стоя, ноги вместе, поза «боксёра» - вдох. Движение одной рукой вперёд и произнесение звука Ж - выдох. То же самое – другой рукой.
-
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки медленно поднять через стороны вверх, хлопок – вдох; опустить руки через стороны вниз с произнесением на выдохе: ах, ох, ух.
-
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки на поясе. Вдох. Попеременные выпады ногами (левой, затем правой) вперёд с одновременны разведением обеих рук в стороны (выдох).
-
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вдох. Попеременно поднимать левую и правую ноги. Производя при этом хлопки под коленом (выдох).
-
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вдох. Приседание с одновременным вытягиванием рук вперёд (выдох).
Больше всего дети любят упражнения с мячами. Для гимнастики подойдут любые. Мяч можно подбрасывать вверх и одновременно произносить какие-то звуки, слоги или слова. Можно приседать с мячом и одновременно произносить отрабатываемые звуки, слоги, слова.
Для дошкольников заниматься академическими упражнениями лечебной гимнастики бывает порой скучно, поэтому можно включить речевое сопровождение и устроить целые мини-спектакли с движениями. Как? Смотрите наш раздел «Развитие общей моторики. Подвижные игры».
5. Работа над звуками.
Итак, голос вызван, дыхание через рот и через нос восстановлено, звуки появились, но их надо научиться произносить правильно. Естественно, постановкой звуков у ринолалика, дизартрика или ребёнка, прооперированного по поводу папилломатоза или стеноза гортани, должен заниматься логопед. По крайней мере, 2-3 занятия в неделю просто необходимы! Да и дома нужно закреплять результаты. И так - в течение нескольких лет. Да, да, лет. С подобными диагнозами процесс реабилитации затягивается на годы. В помощь родителям на нашем сайте разделы: «Постановка и автоматизация звуков», «Виды речевых нарушений», «Комплексная работа над речью».
Удачи!