Задержка речевого развития (ЗРР)

Если у ребёнка нет самостоятельной активной речи, или его речевое развитие не соответствует возрастным нормам, специалисты дают заключение - задержка речевого развития (ЗРР). Такой диагноз ставят детям до четырёх лет. Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, использует уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня.

 


Всё надо делать вовремя.

Молодые родители вряд ли сталкивались с подобными аббревиатурами (ЗРР, ОНР). Не исключено, что кого-то из родителей эти сокращения могут испугать (их меньшинство). В основном же, мамы и папы относятся в этим заглавным буквам в диагнозе достаточно спокойно. Есть и третья категория родителей. Они с упорством, достойным лучшего применения, пытаются доказать врачам и логопедам, что с речью их ребёнка дела обстоят замечательно, а все эти диагнозы – злобный навет. Поэтому игнорируют рекомендации и советы специалистов. Проходит год, другой, третий… И вот, непосредственно школой, те же родители и тот же ребёнок вновь оказываются пред ясными очами логопедов и врачей. Вот здесь-то и выясняется, что с речью дитяти не всё так уж и благостно... Заключение логопеда трёх-четырёхлетней давности оказалось верным: ребёнок в свои семь лет по-прежнему не может и двух слов связать, его словарный запас беден, большинство звуков произносятся искажённо. Теперь вопрос: сможет ли такой ребёнок нормально успевать в общеобразовательной школе? Ответ напрашивается сам собой. Перед опечаленными и вмиг прозревшими родителями встают два варианта выхода из сложившейся ситуации: либо срочно нанимать репетиторов в лице логопеда и учителя начальной школы, либо отдавать ребёнка в школу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а то и вовсе – в коррекционную школу.


Прислушиваемся и присматриваемся к ребёнку.

Чтобы подобное не случилась с вами и с вашим ребёнком, прислушайтесь к нескольким советам. Первый: родители должны наступить на горло собственному самолюбию и признать, что у ребёнка проблемы с речью. Второй: неукоснительно выполняйте рекомендации и советы специалистов. Третий: какие бы проблемы не были у ребёнка, все они решаемы, и многое в их решении зависит непосредственно от родителей.

А теперь о том, что должно насторожить родителей, и что, в ряде случаев, можно расценить, как задержку речевого развития.

В возрасте от 0 до 3 месяцев ребёнок:

- не реагирует на звуковые сигналы (погремушка, звонок, голос),

- не поворачивает голову в сторону источника звука, у него нет «комплекса оживления» (забавное энергичное подёргивание ручками и ножками), когда вы весело разговариваете с ним, играете;

- не агукает и не гулит (не издаёт характерные для маленького ребёнка звуки).

В возрасте 4 – 7 месяцев ребёнок:

- по-прежнему не реагирует на звуки;

- не проявляет интереса к звучащим игрушкам, не играет с погремушками;

- не пытается голосом привлечь внимание взрослого;

- не гулит, не лепечет.

Единственная его голосовая реакция – это громкий плач.

В возрасте 8 - 12 месяцев ребёнок:

- очень вяло и неохотно реагирует на звуки;

- не понимает обращённой к нему речи;

- не может показать, где у него или у мамы носик, ротик, глазки и т.д.;

- не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в сторону того члена семьи, которого назвали: «Где мама (папа, деда)?»;

- не пытается повторить за взрослыми простейшие слоги или слова типа: ма-ма, па-па, дя-дя, "бух!", «дай!», «на!»;

- не играет в «ладушки»;

- не проявляет радости, когда взрослые обращаются к нему, играют с ним.

В возрасте 1 – 2 года ребёнок:

- не может ответить на вопрос: «Как тебя зовут?», «Куда (откуда) ты идёшь?», «Что тебе дать?» (он даже не может воспроизвести однозначные ответы типа «да» или «нет»);

- в речи присутствуют только лепетные (аморфные) слова типа «биби», «ди», «ням», «гу», «ля», «дя» и т.д.;

- не показывает на картинках знакомые персонажи, детали, когда вы просите: «Покажи, где лисичка?», «Где у неё хвостик?», «Где сидит зайка?» и т.д.

В возрасте 2 – 3 года ребёнок:

- неохотно идёт на речевой контакт не только с незнакомыми, но даже с близкими людьми;

- не может показать, где верх, где низ; что значит впереди, сзади;

- в активной речи по-прежнему использует только аморфные слова;

- звукоподражания (мяу, ав, и-го-го, ме, ку-ку и т.д.) воспроизвести не может;

- путает или вообще не знает основные цвета;

- не понимает обращённую к нему речь,

- не может выполнить поэтапно многоступенчатую инструкцию типа: «Возьми газету и отнеси её папе» (при этом берёт или не тот предмет, или относит газету не по назначению). Может присутствовать искажённая фраза: «Ди ля» (Идём гулять), «Дя м» (Дай мяч), «И бу» (Не буду), «И тю» (Не хочу!).

В возрасте 3-4 года ребёнок:

- может более или менее внятно произнести только несколько гласных звуков и согласные [м], [п], [б], [д], [т] (и то не всегда!); остальные согласные в речи либо пропускает, либо произносит искажённо;

- строит простую фразу без учёта падежных, личных окончаний: «мой мама», «папа дала мяч», «дай кукла» и т.д.;

- предлоги или не употребляет, или воспроизводит только гласную: «Дём а уи» (Идём на улицу), «Мати а дее» (Мальчик за деревом), «Би еи а ои» (Машина едет по дороге);

- только начинает показывать по картинкам отдельные предметы,

- только начинает понимать обращённую речь,

- по-прежнему путает или не знает основные цвета;

- не может составить простенький рассказ или пересказать сказку типа «Курочка Ряба».

Вот такую, примерно, картину можно наблюдать при задержке речевого развития (ЗРР) в разные возрастные периоды.

Детские сады для детей с ЗРР

Вы уже поняли, что проблемы с речью нельзя откладывать в долгий ящик. Ребёнка с ЗРР надо определять в детский сад КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, или в сады, где есть ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ГРУППЫ, специализирующийся на работе с речевыми (а точнее – плохо говорящими) детьми. В такие детские сады малыша примут с двух-трёх лет. Чтобы попасть в детский сад компенсирующего вида, или в логопедическую группу, недостаточно одного желания родителей. Придётся заранее обратиться в отдел образования города (района, области) и встать на очередь (чем раньше, тем лучше!), - для предоставления места в данном дошкольном учреждении. Затем следует взять направление (в том же отделе образования) на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая отбирает детей в специальные (в том числе и компенсирующие) детские сады.

Комиссия (ПМПК) определяет малышей в диагностические группы (до 3-4-х лет) компенсирующего детского сада, либо в среднюю, старшую или подготовительную логопедическую группу массового детского сада.

В течение года с детками там проводят специальные коррекционно-диагностические занятия, в которых самое непосредственное участие принимают: логопед, психолог, инструктор физкультуры, музыкальный руководитель, воспитатели. После повторного обследования в конце учебного года (май – июнь) очень небольшая часть детей направляется ПМПК в массовые дошкольные учреждения (так как речь у этих деток появилась и приблизилась к возрастной норме), но основная масса идёт в одну из логопедических групп того же детского сада. Бывают единичные случаи перевода детей в учреждение для дошкольников с задержками психического развития.


Если компенсирующих детских садов поблизости нет

Некоторые родители скажут: «В нашем районе не то, что компенсирующих, обычных садов нет!» Что делать им? Если есть желание, можно самим проводить с детьми так называемые коррекционные занятия. Они представляют собой игры направленного действия. Одни способствуют «вызыванию» речи, другие – развитию артикуляционной моторики, третьи – накоплению словарного запаса, четвёртые - учат ребёнка правильно строить фразу, рассказ и т.д.

Для ранней коррекции задержки речевого развития в домашних условиях можно проводить следующие игры:

Для стимулирования речевой активности – поиграйте с ребёнком во всякого рода «непонималки». Обычно не говорящий малыш пытается добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов и крика. Взрослые дружно изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то речевые звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет горько плакать, топать ножкой. Мужественно стоять на своём! Но успокоить ребёнка всё же придётся.

Возьмите за правило ежедневно, примерно через полчаса после завтрака, заниматься с ребёнком артикуляционной гимнастикой. Она проводится перед зеркалом. Продолжительность занятий 5 -10 минут. Сначала в игры включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка» (ребёнок улыбается), «Блинчик» (круглый и плоский язык лежит на нижней губе несколько секунд), «Прятки с губками» (прячется нижняя губка, потом верхняя, а потом и обе), «Заборчик» (зубы плотно смыкаются, губы улыбаются), а затем и более сложные: «Часики» (движения языком из стороны в сторону), «Качели» (язык высовывается изо рта и двигается вверх-вниз), «Лошадка» (поцокать языком) и т.д. (Комплексы артикуляционных упражнений можно найти на нашем сайте). Непременные участники артикуляционной гимнастики – куклы и различные мягкие игрушки, игрушки-перчатки.

В последующие занятия (проводимые также в игровой форме) включайте такие задания, как:

- ходьба с предметами и без них («Мишка косолапый», «Зайка-побегайка», «Лисичка-сестричка» и т.д.);

- упражнения типа «Большие ноги – маленькие ножки» (Большие ноги ходили по дороге: «ТОП. ТОП. ТОП». Маленькие ножки ходили по дорожке: топ-топ-топ-топ-…).

Эти игры развивают общую моторику ребёнка. Возьмите одно-два упражнения на развитие артикуляционной моторики (уже отработанные на отдельном занятии), а также - дыхательные упражнения: «Подуем на водичку», «Султанчики» (сделать из ёлочного «дождика» что-то типа метёлочки и подуть на неё), «Листочки полетели!» (используются высушённые листочки), «Буря в стакане» (через трубочку для коктейлей подуть в стакан с водой). Не забудьте включить в занятия игры на развитие внимания («Делай как я!», «Что пропало?», «Запретное движение»). Такие коррекционные занятия развивают артикуляционную, общую и тонкую моторики малыша; совершенствуют его дыхание, память. Они улучшают работу двигательных и сенсорных центров в коре головного мозга ребёнка, что очень важно для формирования правильной речи.


Отрабатывайте звуки

Чтобы вызвать у ребёнка внимание к речевым и неречевым звукам, попробуйте сначала различать звучание:

- музыкальных игрушек,

- бытовой техники,

- звуки улицы, леса и т.д.

Ребёнок при этом закрывает глаза и отгадывает, что звучит, воспроизводит в силу своих возможностей услышанное. Учите малыша звукоподражанию: «Как кричит петушок (курочка, кукушка, собака, кошка и т.д.)?».

Уточняйте с ребёнком произношение гласных и простых согласных звуков. Родители должны соблюдать определенную последовательность в работе над звуками (с учетом их формирования при нормальном речевом развитии). Сначала отрабатываются гласные звуки, а затем звуки [м], [м'], [б], [б'], [п], [п'], [д], [д']. Не пытайтесь сразу вызвать у малыша шипящие [ш], [ж], [щ], [ч], соноры [л], [л'], [р], [р']. У ребёнка с ЗРР они появляются в лучшем случае на шестом году жизни, и то - после выполнения специальных артикуляционных упражнений. Будет идеально, если для постановки этих звуков родители всё же найдут логопеда.

Игры по вызыванию простых звуков, звукоподражаний и слов можно проводить на обычной прогулке. Взрослый спрашивает ребёнка: «Как дует ветер? - В-в-в-…», «Как мычит коровка? - Му-у-у-…», «Как капает дождик? - Кап-кап-кап…», «Как летит самолёт? - У-у-у-у-…», «Кто это?», «Что это?» и т.д. Со звукоподражаниями ребёнок ещё справится, а вот слова… Возможно, малыш будет давать усечённую форму слов (один слог). Взрослый обязательно должен похвалить кроху и повторить слова правильно.

Если ребёнок немного владеет речью, с ним можно провести игру «Эхо». Она предполагает сопряженное и отраженное проговаривание слов и предложений. Для этой игры берутся либо отдельные слова и предложения, либо строчки из детских стихов (для самых маленьких) А. Барто, С. Маршака, В. Степанова. Эти же стихи используются для договаривания отдельных слов в конце строчки стиха: «Уронили мишку… (на пол). Оторвали мишке… (лапу). Всё равно его не брошу, потому что он … (хороший)».


Предметно-практическая и игровая деятельность

Ребёнку обычно очень нравится наблюдать за муравьями, бабочками и жуками, трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев, рассматривать цветы и травинки. Все это помогает обогатить активный и пассивный словарь малыша (при условии, что взрослый всё это будет называть и показывать). Наблюдая за живой природой, ребёнок непроизвольно будет что-то «оречевлять», попытается составить простое предложение. Придя домой, надо будет что-то зарисовать, о чём-то составить коротенький рассказ из двух-трех предложений. Ребёнок во всём этом принимает самое действенное участие.

Работать над построением фразы надо поэтапно. Например, в речь ребёнка необходимо ввести предлоги В, ИЗ, ПО. Как это сделать? Берутся обычные песок и вода (песок – в песочнице, вода – в тазике). Предложите малышу выполнить несложные инструкции типа: «Спрячь в песочек (в водичку) формочку»; «Достань из песка (из водички) формочку»; «Похлопай ручкой по песку, по водичке». Взрослый выделяет голосом предлог. Ребёнок выполняет действия, оречевляет их: «Я достаю», «Я хлопаю» и т.д. Затем взрослый просит ребёнка ответить на вопросы: «Куда ты спрятал формочку?», «Откуда ты достал формочку?», «По чему ты хлопал ручкой?» Это вынуждает малыша использовать при ответах предложно- падежные формы.

Песок понадобятся и для игры «Большой – маленький» (взрослый рисует на песке большие предметы и маленькие): дом-домик, дерево-деревце, цветок-цветочек, собака-собачка и т.д.. Так вводятся в речь ребёнка с ЗРР слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Все эти игры очень нравятся малышу!

Проводя занятия с ребёнком, почаще обращайтесь к вещам и объектам, которые его окружают. Так, посвятив занятие домашним животным, обращайте внимание малыша на поведение кошек и собак во дворе или в доме, говорите, какую пользу приносят домашние животные. Не лишним будет подражать повадкам животных: «Как кошка ходит?», «Как кошка выпускает коготки?», «Как киса лакает молоко?», «Как собачка дышит, когда ей жарко?», «Как лошадка цокает копытцами?». Работая по теме «Птицы», включите запись голосов птиц, рассмотрите картинки с их изображением, обсудите строение тела птицы. Очень благодатны для работы над речью темы «Овощи» и «Фрукты». У многих семей есть дачные участки, где растут овощи и деревья. Прибывая на даче, не забудьте всё это рассмотреть и обсудить с малышом, дайте ему попробовать свежие овощи и фрукты, покажите приготовление сока, различных блюд из овощей и фруктов. Все эти наблюдения должны непременно сопровождаться комментариями взрослых и самого ребёнка.

Родители знают, что на наших ладонях и стопах расположены биологически активные точки, в том числе те, которые отвечают за речь. Предложите ребёнку растереть руки до появления теплоты, помассировать каждый пальчик. Для активизации точек на стопах можно проделать следующее. Мама шьёт подушечки из плотной ткани и заполняет их гладкой галькой средних размеров. Малыш топчется ножками на этих подушечках. Можно сшить коврики и прикрепить к ним выпуклые пуговицы, скорлупки грецких орехов, косточки плодов. По таким коврикам ребёнок ходит в носочках, держась за руку взрослого.


Театрализованные игры

Устройте для ребёнка (хотя бы раз в неделю!) кукольное представление. Перед его началом предложите малышу отгадать рифмованные или описательные загадки о героях, которых предстоит увидеть. Например, «У кого косолапые ноги, кто спит в берлоге?» (Медведь), «Белый, пушистый, длинные ушки, быстрые лапки» (Зайка), «Рыжая плутовка, хитрая головка, хвост пушистый- краса, а зовут её … (лиса)2. Эта предварительная работа необходима для того, чтобы настроить кроху на просмотр представления, активизировать его внимание и мыслительные процессы. В подобных спектаклях можно участвовать всей семьёй. Игрушек и кукол в доме предостаточно, вот и используйте их с максимальной пользой! Сказку можно выбрать в соответствии с той лексической темой, которую вы отрабатываете на данной неделе. Например: по теме «Дикие животные» (волк, медведь, лиса, заяц), это - сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Машенька и медведь»; по теме «Домашние животные» (кошка, собака, петух, курица) – сказки «Кто сказал “мяу”?», «Волшебная сметана», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок с семьёй» (К. Паустовского). Родители могут и сами сочинить сказку для своего ребенка, так будет даже интересней.

Во время представления куклы (оречевляемые взрослыми) обращаются к маленькому зрителю с вопросами по сюжету сказки. Это побуждает малыша к речевым высказываниям. Ребёнку очень нравится повторять за персонажем слова, текст песенок. Малыш должен свободно общаться с куклами и игрушками, танцевать с ними. Такие домашние спектакли всегда вызывают у малыша живой интерес. По окончании спектакля родителям следует побеседовать с ребёнком по его содержанию.

В настоящее время видеоаппаратура вытеснила диапроекторы, а жаль. Преимущества диафильма в том, что каждый кадр можно остановить, побеседовать по нему, к тому же - есть возможность вернуться к предыдущему кадру. При этом кадры могут быть озвучены не только взрослым, но и ребёнком. Так что, если в доме на антресолях пылится старенький диапроектор и плёнки диафильмов, достаньте их и используйте всё это богатство для работы с ребёнком.

Занимаясь подобным образом дома, вы увидите, что в развитии малыша произошли существенные сдвиги. Он стал не только понимать обращённую речь, но и сам научился ею пользоваться. Увеличился словарный запас крохи, а грамматическое оформление речи приблизилось к норме.

Автор статьи - Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории